Белорусские «выборы» образца 2020 г. прошли в условиях максимальной мобилизации противников власти. Случай уникальный, и уже в силу этого не следует рассчитывать на возможность его повторения в ближайшие годы. Делая подобный прогноз, автор тем не менее отдает себе отчет в том, что максима «Никогда не говори «никогда» своей актуальности не потеряла.
Третья по счету публикация рубрики «Параллели» начинается с фрагмента статьи директора «Левада-центра» Дениса Волкова «Приручение протеста: как желание перемен повлияло на исход выборов в Думу», которая скорее подошла бы для своего антипода — рубрики «Перпендикуляры».
Белорусские «выборы» образца 2020 г. прошли в условиях максимальной мобилизации противников власти. Случай уникальный, и уже в силу этого не следует рассчитывать на возможность его повторения в ближайшие годы. Делая подобный прогноз, автор тем не менее отдает себе отчет в том, что максима «Никогда не говори «никогда» своей актуальности не потеряла.
Что касается российских «выборов», то они прошли в полном соответствии с традицией как с точки зрения распределения мест в Думе, так и пассивности противников власти. Об этом фрагмент статьи.
Результат известен заранее, поэтому и не так важен…
«Избирательная кампания в целом стала одной из самых малозаметных за всю историю российских выборов. По данным опроса «Левада-центра», которые будут опубликованы в ближайшее время, больше половины россиян не следили за ее ходом, почти три четверти респондентов не обсуждали выборы в кругу близких и сослуживцев, две трети не собирались смотреть предвыборные дебаты. По ходу кампании не произошло так называемой электоральной мобилизации, которая в прежние годы проявлялась в росте оптимизма, надеждах на улучшение ситуации, росте положительных оценок органов власти. Напротив, в этот раз к началу осени оптимизм начал убывать, что угрожало подпортить показатели «Единой России». Возможно, поэтому было решено стабилизировать ситуацию дополнительными внеплановыми выплатами пенсионерам, бюджетникам и силовикам, многие из которых как раз и составляют костяк сторонников партии власти».
Читайте также: «Зачем нужны выборы?»
«Еще летом участие в голосовании собирались принять преимущественно те россияне, которые считают выборы своим долгом перед государством, а также те, кто «всегда ходят голосовать» (прежде всего это представители старших поколений). По большому счету, для них не так важно, насколько ярко проходит кампания. Иными словами, для значительной доли избирателей выборы окончательно превратились в ритуал, демонстрацию лояльного отношения к власти, когда результат заранее известен и не так важен».
«Респонденты, которые не собирались голосовать, объясняли это тем, что их голос все равно ничего не изменит. На фокус-группах такие люди обычно говорили: «Все решено заранее», «Как ни голосуй, все равно ничего не поменяется», «Все равно власти сделают так, как нужно им». Так отвечали прежде всего критически настроенные к власти граждане. Большая их часть осталась дома и не повлияла на результаты выборов, повысив шансы «Единой России» на победу. В условиях снижающейся поддержки властей их неучастие в выборах было для партии власти так же важно, как и мобилизация ее собственных сторонников.
Деморализация и апатия протестного электората была видна социологам задолго до дня голосования. Наиболее отчетливо такие настроения наблюдались весной — в начале лета у молодых людей. Во многом они были подготовлены жесткой реакцией власти на протесты 2020-го и зимы 2021 года, уголовными преследованиями представителей оппозиции, закрытием ряда независимых изданий в связи с внесением их в список СМИ-иностранных агентов, отказами в регистрации для участия в выборах независимым кандидатам. Все перечисленное должно было послать недовольной публике четкий сигнал — сопротивление бесполезно, сидите дома и не высовывайтесь».
Говорите, индустриализация СССР – это Сталин? А как же вклад американцев?
Следующий фрагмент (один абзац), вопреки принципу формирования рубрики «Параллели» позаимствован из статьи историка Александра Янова «Иосифляне и нестяжатели», опубликованный год назад. Его актуальность для рубрики объясняется тем, что он демонстрирует взаимосвязь не только современных событий (в XXI веке живем, глобализация на дворе), но и событий, отдаленных от нас столетиями. Никаких государств-островов на территории Европы нет и никогда не было. Поэтому «Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе».
«Есть масса объяснений, почему в результате этих капризов истории Восточная Европа оказалась в XVII веке в тисках «второго издания крепостного права». Самое популярное из них предложил крупнейший современный историк Иммануил Валлерстайн в книге The Modern World System. Согласно ему, рождение капитализма в Западной Европе оказалось фатальным для Восточной. За превращение Запада во «всемирную фабрику» Восток заплатил превращением в «европейскую кладовую». Это «всемирное разделение труда» и привело повсюду в Восточной Европе, включая Россию, к закрепощению крестьянства».
Еще один фрагмент объемом в один абзац. Его выбор связан с желанием ответить на поток антизападной пропаганды, который в ежедневном режиме формируют государственные СМИ.
«За последние сто лет Америка неоднократно серьезно помогла СССР и России. Сейчас эти страницы истории предпочитают не вспоминать. Но они были. В 1921-1922 годах во время страшного голода в Советской России американцы поставляли продовольствие и медикаменты. Летом 1922 года американские организации кормили ежедневно в России чуть ли не 11 миллионов человек. Вдумаемся в эту цифру! Это была одна из самых крупных в истории человечества гуманитарных операций. США обширно помогали сталинской индустриализации. По американским проектам были построены сотни объектов: танковые, авиастроительные, литейные и автомобильные заводы, кузнечные цеха, прокатные станы, машиностроительные цеха, асбестовая фабрика на Урале, а также Днепрогэс, Уралмаш, Уралвагонзавод, автозавод в Нижнем Новгороде, Сталинградский тракторный, Челябинский тракторный и много чего ещё. Фактически, американцы помогли создать советский военно-промышленный комплекс. Тот самый, который потом стал главным инструментом и аргументом СССР во времена противостояния «лицом к лицу с Америкой» (фрагмент из книги бывшего зятя Бориса Ельцина Алексея Дьяченко, «От Ельцина до Путина. И обратно»).
Госпаранойя вокруг всемирного заговора
Тон в антизападной пропаганде, естественно, задает «национальный лидер». Куда же без него? Ни к севу, ни к уборке урожая без него самостоятельно никто в Беларуси не догадается приступить. Ему же принадлежит ведущая роль в раскрытии заговоров, инспирируемых западными кукловодами. Очередной был публично озвучен 23 сентября во время доклада Министра промышленности Петра Пархомчика и курирующего эту сферу вице-премьера Юрия Назарова (president.gov.by).
«В правительстве приняли ряд решений по минимизации воздействия санкций на нашу экономику. Но посмотрите на своих сотрудников на предприятиях. У меня есть информация, что мерзавцев несколько там еще кое-где осталось, и они ставят перед собой цель проинформировать коллективный Запад о том, как Пархомчик с Назаровым пытаются обойти санкции. Шпионят фактически и сдают информацию туда. Нескольких мы выявили. Сядут, и надолго. Это я прямо говорю. Но, тем не менее, мы их должны видеть. Единицы, но еще остались. И это не просто люди, которые высказывают свою гражданскую позицию. Это люди, которые осознанно за деньги спецслужб Запада вредят нашей экономике, а равно нашему государству. На это обратите особое внимание директоров и сами смотрите за этими процессами».
В качестве пояснения причины зацикленности «национального лидера» и его челяди на проблеме угроз как внешних, так и внутренних, предлагается фрагмент статьи российского публициста Ивана Давыдова «Государство-конспиролог: выборы, террор и универсальная теория заговора».
«Государственная паранойя вокруг всемирного русофобского заговора, над которой многие (и я, грешный тоже) годами потешаются, оказалась надежным фундаментом для объяснения всего вообще. Ну, во всяком случае, всего неприятного, что с государством случается. Конспиролог может истолковать все, что происходит вокруг, любой факт подогнать под собственную теорию, и в этом сила конспирологии, даже самой нелепой. Государство-конспиролог — не исключение.
За всякой неудачей и за любой бедой — враг. Ничто вокруг не происходит просто так, все кем-то и для чего-то спланировано. В нашем случае — спланировано «так называемым коллективным Западом» для ослабления России. Вообще все плохое.
Убийца приходит в университет с дробовиком, потому что его подучили невидимые сетевые кукловоды. Избиратель не поддерживает правильную партию, потому что его оболванили — тоже с Запада и тоже через сеть. Самолет падает…
Подождите, до этого пока не додумались, но от теории всеобщего заговора против России до выводов о происках вредителей — примерно полшага. «Разбираются, потерпите», — как любит говорить Маргарита Симоньян. Скоро разберутся.
Обычно аргументы конспирологов разбиваются о реальность, как волны Атлантического океана о гранитные скалы Шепетовки. Но с государством-конспирологом случай особый. Не важно ведь, убеждают вас или нет конспирологические теории, которые в России стали ключевой частью государственной идеологии. Важно, что для государства они становятся стимулом к действию. От врагов надо защищаться, а враги всюду».
Смена мировых элит подтолкнет к переменам и у нас
И завершая третью «Параллель», предлагаю читателям вновь вернуться к теме выборов, но на этот раз в Германии. По мнению социолога Григория Юдина, высказанного на «Эхо Москвы», их результаты могут отразиться на перспективах развития российской экономики, следовательно, и на стабильности Белорусской модели. И не важно, что в предлагаемом фрагменте слово «Беларусь» отсутствует.
«А. Плющев ― Есть еще выборы в Германии, которые предстоит. Конечно, мы за ними наблюдаем не так пристально, как за нашими внутренними, а там весьма много интересного, в том числе и касающегося России, судя по всему.
Г. Юдин ― Да, Россия обсуждается довольно часто – честно скажу, что я пристально слежу за немецкой кампанией, может быть даже более пристально, чем за российской, потому что результаты этой кампании могут оказаться гораздо более важными для России, да простят меня все избиратели, включая меня самого, — чем вот эти воскресные процедуры.
А. Плющев ― Германские выборы будут важнее?
Г. Юдин ― Да, могут оказаться важнее. Потому что в Германии всерьез обсуждаются очень серьезные сдвиги в развитии страны. Абсолютно доминирующей темой на этих выборах является так называемая климатическая нейтральность, фактически перевод экономики, а вместе с ней всей страны на достижение цели климатической нейтральности, она по-разному формулируется, кто-то говорит о 2025 г., кто-то о 2040.
Это будет предполагать радикальную реформу экономики, это будет менять полностью топливно-энергетический баланс. Это будет менять, естественно, отношения с внешними партнерами и Партия зеленых, которая внесла эту повестку и некоторое время лидировала на этой повестке, — потом перехватили у нее эту повестку, — но Партия зеленых максимально критично относится, например, к нынешнему российскому руководству по принципиальным вопросам. Считают, что оно токсично не только с точки зрения каких-то выбросов в атмосферу, что в принципе токсично для глобального устройства. Потому что это отравляет коррупцией весь мир через токсичные углероды.
И это последовательная позиция. Ну, сейчас вероятность того, что от них будет канцлер, нулевая. А вот то, что будет коалиция, которую будут возглавлять «красные» и «зеленые», и что Анналена Бербок, нынешний кандидат от «зеленых» получит должность министра иностранных дел – такая вероятность обсуждается. И это будет некоторый разворот в немецко-российских отношениях.
А. Плющев ― А что это для России значит, в чем разворот?
Г. Юдин ― Чтобы было понятно: Бербок была человеком, которая последовательно требовала отмены контракта по «Северному потоку». И даже сейчас, когда технически это уже не очень возможно, она утверждает, что с этим нужно заканчивать. У нее совершенно правильный аргумент, она говорит, что это прост опасно – вот мы сейчас его построили, и дальше оказываемся в зависимости от России. Ей говорят: как в зависимости, мы договоримся. – Как договоримся? Вот у вас будет зима, немцы будут оставаться без тепла, и что вы будете делать? Мы не можем себе этого позволить, — говорит Бербок.
А. Плющев ― Ну сейчас примерно на это похоже – цены на газ взлетели невероятно, в том числе и благодаря решениям по диверсификации потребления энергоносителей.
Г. Юдин ― Это переходный период, по крайней мере, с точки зрения про-зеленых сил, которым нужно будет пройти. Если нужно будет пройти достаточно радикально, то удастся сломать существующую систему. Потому что она базируется на плохих ожиданиях. Почему цены подрастают. В том числе? — там много разных причин, я не эксперт, но в том числе потому, что плохие ожидания.
Нужно сейчас сломать эту систему, нужно выстроить новую систему, создать стимулы для новых поставщиков электроэнергии, и это позволит изменить экономику. Это будет иметь точно последствия и для международных отношений, и Германия будет быстро реформироваться.
Честно говоря, даже в российском правительстве это поняли. Может быть, кто-то заметил пару месяцев назад Чубайс вышел с известным докладом о том, что все это нам страшно важно. Почему нам это важно – потому что в ближайшее время поменяются мировые элиты. Не потому, что мы природу любим – на природу нам наплевать, — потому что поменяются мировые элиты, — сказал Чубайс. И его услышали – мы сейчас видим, что правительство зашевелилось. Поэтому эти выборы могут иметь серьёзные последствия для России».
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…