В октябре украинская правозащитная организация «Центр гражданских свобод» в рамках международной кампании солидарности #BelarusWatch призвала общественность обратить внимание на угрозу изъятия детей из семьи, а также случаи физического и психологического насилия над несовершеннолетними со стороны силовиков во время мирных протестов.
Правозащитники собрали немало подобных фактов и теперь готовят обращение в Комитет по правам ребенка ООН и другие международные организации, чтобы инициировать процедуру расследования преступлений против прав ребенка, которые нарушаются беларусскими властями.
– Мы собрали десятки свидетельств. У меня двадцатилетний опыт правозащитной деятельности, работал во многих странах, но такого еще не видел,
– делится наблюдениями украинский правозащитник, член экспертного Совета «Центра гражданских свобод» Владимир Яворский.
Народный депутат Верховной Рады Тарас Тарасенко также подключился к инициативе местных правозащитников в защиту прав беларусских детей.
– Если дети будут подвергаться давлению с самого детства, какими они вырастут? Как они смогут менять свою страну? Мы должны помнить, что это также влияет на весь мир. Верховная Рада будет содействовать тому, чтобы ответственные за это были привлечены к ответственности.
Политическое давление через детей – не чья-то фантазия и не часть «западного заговора против беларусской государственности». Этими историями с украинскими правозащитниками делятся убежавшие беларусы. Например, телеведущая и музыкант Катерина Водоносова:
– До августа прошлого года я работала на государственном телевидении в программе о культуре, также я музыкант и учитель истории. У меня двое детей, 7 и 10 лет, дочка – отличница со средним баллов в «10» и лауреат международных конкурсов. И представьте, с одной стороны, школа, где она училась, постоянно посылала нас на международные олимпиады и ее портрет висел на доске почета, а с другой – нас поставили в социально опасное положение как неблагонадежную, асоциальную семью только за то, что мы участвовали в дворовых концертах во время мирных протестов и поддерживали дворовые инициативы. Я пела, а дочка играла на скрипке.
И вот на одной из «профилактических бесед» сказали, что мой ребенок отправится в приют. Дело в том, что у меня дети от первого брака, бывший муж давно эмигрировал. Теперешний супруг любит и воспитывает этих детей как своих, но по беларусским законам он не может быть опекуном. И вот я слышу: если сажают в тюрьму, дети отправляются в приют.
Когда я спросила, как насчет моей мамы, оказалось, что она тоже не может стать опекуном, потому что ей уже семьдесят лет.
Это была, наверное, последняя капля, после которой мы уехали. Мы уезжали без вещей; дождевики – это самое теплое, что взяли с собой. Когда быстро-быстро собирали вещи, я сказала детям, что мы не можем взять с собой игрушки и книжки, едем «на легкую». Через пятнадцать минут они подходят: у каждого сложены руки «в жменьку», а в ней какие-то кусочки цветной бумаги, «киндеры», детальки конструкторов. Спрашивают: «Мама, вот это не много места займет, можно мы возьмем?»
Ты держишься год, ты можешь держаться дальше, но когда ты понимаешь, что у твоих детей отняли детство и возможность быть счастливыми – вариантов не остается…
Еще одна показательная история. Родители двоих детей из Борисова всей семьей вынуждены были бежать в Украину после того, как попытались добиться от беларусского государства справедливости и объяснений, почему силовиками был избит их несовершеннолетний сын, который мало интересовался политикой, но оказался не в то время не в том месте после выборов 2020-го:
Подобные истории не оставили равнодушными украинских чиновников, которые ответственны за соблюдение прав ребенка. К кампании солидарности, которую организовал «Центр гражданских свобод», присоединилась и представитель Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека по вопросам соблюдения прав ребенка и семьи Оксана Филипишина:
– Дети должны оставаться вне политики, тем более они не могут быть инструментом для давления на родителей, которых вынуждают покидать их родную страну. Ребенок, попадающий в систему миграции, травмируется еще больше, чем взрослый, ведь решение о переезде не зависит от воли детей, это решают взрослые. Адаптация – не только смена места проживания, окружения и друзей, утрата общения с родственниками… Это также и депрессивное состояние из-за трудностей, с которыми сталкиваются их родители – ребята все видят и понимают.
Недавно Оксана Филипишина вернулась с Генеральной ассамблеи Европейской сети омбудсменов по делам детей, где приняли резолюцию и направили обращение ко всем странам с тем, чтобы семьям мигрантов, которые вынуждены покидать свои страны, ни при каких обстоятельства не отказывали во въезде в другую страну, адаптации и социализации на новом месте.
– Мы все должны объединяться – и парламент, и исполнительная власть, и правозащитные организации. Для того чтобы люди, которые вынужденно переезжают в Украину, особенно с детьми, как можно быстрее социализировались, адаптировались и не чувствовали себя ненужными. Наши действия в этом направлении – это лицо нашей страны,
– убеждена представитель высшего законодательного органа Украины.
Серёжа Прохоров, Киев
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…