Мигранты на белорусской границе — невинные обездоленные или орудие в гибридной войне?
У современного общества две беды — снятие ответственности с конкретного человека за свою судьбу и групповое мышление.
Немножко надоело слушать стенания о несчастных мигрантах на белорусско-польской границе, которых «используют коварные политики».
Сердобольные люди всегда подкинут идейку, что сам человек ни в чём не виноват, что он жертва обстоятельств, и если стал, например, преступником, то просто «вырос в неправильное время в неправильном месте», — мол, у него и выбора никакого не было.
Слушайте, если я поплыву далеко в море, несмотря на буйки и все предупреждения, и в результате утону — в этом буду виноват я или какие-то спасательные службы, которые слишком поздно выслали за мной катер или вертолёт? Если я полезу на ограду с надписью «высокое напряжение» и получу удар током… Ну вы поняли, ряд можно продолжать бесконечно, чтобы убедиться в нехитрой истине — любой неадекватный поступок влечёт за собой определённые, вполне предсказуемые, и нередко трагические, последствия.
Когда при обсуждении нынешнего мигрантского кризиса я слышу фразы про то, как «этих несчастных людей используют», просто хочется переспросить: «Чтооо?»
Мигранты на белорусско-польской границе сделали далеко не один, а несколько последовательных шагов, чтобы оказаться там, где они оказались. Никого из них не привезли на границу под дулом пистолета, в наручниках на цепях. Они знали, куда едут и что там ждёт. Они, очевидно, хорошо представляют ситуацию на белорусско-польской границе, про это пишут все мировые СМИ. Они знают, что режим использует их в качестве гибридного оружия в своей войне с Евросоюзом. Они знают, что всё это незаконно и опасно, они всё это обсуждают в своих чатах.
Тем не менее они покупают билет на самолёты, из Минска едут к границе, отдают деньги посредникам, перевозчикам, а на границе (не все, конечно) пробуют дубинами разломать пограничные ограждения. Они едут, потому что знают: кому-то удалось проскочить, где-то есть дырка, кто-то прорвался… К тому же есть надежда, что европейцы наконец проникнутся «гуманными» мотивами и начнут пропускать всех «несчастных и обездоленных».
Фактически они добровольно стали орудием в гибридной войне против Евросоюза. Но им плевать на последствия, их интересуют только свои желания. Если бы в такой роли выступали граждане Беларуси, то белорусское ж общественное мнение давно б их осудило. Но это ж мигранты, в глазах сердобольных людей они ж априори «невинные жертвы», что бы они не делали.
Именно так устроено современное групповое коллективистское, классовое мышление. Оно не разбирается, кто прав, кто не прав, оно автоматически становится на сторону «обездоленных», чтобы те ни делали.
Недавно в ФБ победным маршем прошёл текст о том, что белорусы, которые потерпели от режима, должны понимать и любить мигрантов. Это вообще довольно устоявшееся мнение, что одни «угнетённые» априори обязаны понимать и поддерживать других «угнетённых»: беларускамоўныя — геев, феминистки — мусульман-мигрантов и так далее.
Читайте также: Монополия на страдания, или почему у беларусов столько ненависти к другим беженцам
Не получается.
Не получается потому, что нормальные люди относятся к человеку не по принадлежности его к какой-то этнической или социальной «группе», а по его личным качествам и поступкам. Поэтому мне нравится, когда люди не соответствуют навязанным им стереотипам, когда гей голосует за правых, когда чернокожий американец выбирает не Демократов, а Республиканцев, когда фермер с условной Айовы наоборот, голосует за Демократов, когда правый активист выступает за права мигрантов, а левый приходит на митинг за Израиль, а не за палестинцев, как ему «положено по статусу».
И ещё это гнилое обвинение своих оппонентов в ксенофобии. Мол, те, кто против неконтролируемой и нелегальной миграции, все как один расисты и ксенофобы. Боже, но вопрос же не в оттенках цвета кожи, а в разделяемых ценностях и кодексе поведения. Белорус или другой европеец со своим другом, например, иракцем, могут вместе осуждать тех иракцев, которые проламывают белорусско-польскую границу. Потому что в отличие от них друг-иракец приехал в Европу законно, несколько лет оформлял свои документы, работает врачом, разделяет светские европейские ценности и не бросает камни в гей-пары, когда видит их на улице.
Какая «ксенофобия» была у западных немцев, которые в 1990-х, после объединения Германии, нередко довольно активно проявляли негативные чувства к тем этническим немцам, которые переехали в Германию из бывшего СССР? Просто западным немцам вполне оправданно казалось, что те советские немцы и ведут себя не так, как подобает немцу, и имеют «неправильные» ценности. Так что ещё раз повторяю для самых непонятливых: вопрос не в национальности или цвете кожи — вопрос в поведении.
По Евроньюс как-то был сюжет о том, что во время мигрантского кризиса в 2015-м в Европу проникли сотни представителей сирийских силовых структур. Были случаи, когда сирийцы, пострадавшие от режима Асада, узнавали на улицах европейских городов своих мучителей. Эти каратели тоже милые люди, которые подпадают под определение несчастных, нуждающихся в помощи?
Чтобы такого не случалось, чтобы террористы и каратели без документов не попадали в Евросоюз, — для этого и существуют законы (очень гуманные, кстати), существуют довольно либеральные правила для легальной миграции, государственные структуры, которые и должны решать, кто имеет право легально и законно попасть на территорию Евросоюза. Когда они не работают, когда люди, ломая заграждения, нарушают законы и государственные границы — то это классическое «иногда не до законов», это развал юридической, правовой и социальной системы, это бардак и хаос. Это тот самый вариант, когда хуже станем всем. Просто непостижимо, почему некоторым людям это непонятно.