Валерий Карбалевич: Прогиб не защитан
В чью пользу нынешние решения ВГС? Повестка дня заседания явно российская.
В искушениях всяких и разных
дух и плоть усмирять ни к чему;
ничего не страшней для соблазна,
чем немедля поддаться ему.
Игорь Губерман
Заседание ВГС
Согласно статусу Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства Беларуси и России, его заседания должны проводиться ежегодно. Ведь функция этого органа — утверждать годовой бюджет, заслушивать ежегодный отчет Совета Министров Союзного государства о выполнении принятых решений. Между тем, последний раз ВГС собирался 19 июня 2018 года, причем в Минске. Сам факт более чем трехлетней паузы в заседаниях этого органа многое говорит о состоянии дел в Союзном государстве.
Накануне нынешнего заседания ВГС в отношениях Минска и Москвы возникла очередная напряженность, даже конфликт, стороны обменялись болезненными информационными уколами. Поэтому было много предположений, что с запланированным 4 ноября заседанием госсовета возможен скандал. Либо он будет отложен, либо 28 союзных программ не будут утверждены.
Читайте также: Какого цвета черная кошка, пробежавшая между Минском и Москвой
Однако скандала не случилось, по большей части, внешне все выглядело бесконфликтно, в рамках традиционного ритуала.
В чью пользу нынешние решения ВГС? Повестка дня заседания явно российская. Именно Кремль поставил вопрос о необходимости выполнения договора о создании Союзного государства. Еще в конце 2018 года Москва приступила к реализации плана по «принуждению к интеграции», под ее давлением в течение 2019 года шли переговоры по 31 «дорожной карте». Однако тогда ничего подписать не удалось. Теперь Кремль, воспользовавшись большей политической уязвимостью Лукашенко после стресса 2020 года, дожал его. Пусть и в урезанном виде, 28 союзных программ подписаны.
Кстати, их содержание остается в секрете. Несмотря на обещания, они так и не были представлены публике. И это тоже очень много говорит о процессе белорусско-российской интеграции, содержание которой прячется от народов двух стран.
Подписание 28 союзных программ по видеосвязи смазывает их статус «исторических» документов, который хотели им придать пропагандистские ведомства обоих государств. Предполагалось, что это будет сделано в торжественной обстановке, с шампанским, битьем хрустальных бокалов о пол, соответствующими заявлениями лидеров о грандиозной значимости документов, «прорыве в интеграции братских народов». Ничего этого не было. Все ограничилось будничной бюрократической рутиной. Это значит, что в отношениях между двумя столицами не все хорошо складывается.
Также очевидно, российской темой повестки дня ВГС является вопрос о военной доктрине Союзного государства. Путин утвердил ее еще в 2018 году. А Лукашенко саботировал принятие этого документа. Теперь ему пришлось согласиться.
А каковы дивиденды официального Минска? Планировалось, что они будут в основном пиаровские. Ведь предполагалось, что ВГС пройдет в Минске. Однако заседание Высшего Госсовета прошло по видеосвязи. И это свело на нет пиар-составляющую этого мероприятия.
Остается надеяться на экономические бонусы от России в ответ на согласие подписать союзные программы и военную доктрину Союзного государства.
Кстати, вопрос о продлении соглашения о размещении двух российских военных объектов на территории Беларуси завис. Судя по всему, договоренности по этому поводу достигнуто не было. Можно предположить, что Лукашенко ставит какие-то новые условия пребывания здесь данных объектов, пытается продать эти товары подороже.
Крымский сюжет
Также стоит отметить, что в ходе заседания Высшего Госсовета был сделан очередной риторический шаг к признанию Лукашенко Крыма российским. Отказавшись после августа 2020 года от политики нейтралитета в конфликте России с Западом, Лукашенко постепенно, шаг за шагом был вынужден отказаться от нейтральной позиции в противостоянии РФ с Украиной. Сначала он поддержал российский подход к вопросу о Донбассе, затем объявил об открытии «украинского фронта» с юга. И вот теперь поздравил население Крыма с российским праздником — Днем народного единства. Это такой эрзац, закамуфлированная форма признания полуострова российской территорией.
Зачем такие заявления нужны Лукашенко? Возможно, это предложение Путину о сделке. Минск делает шаги по признанию Крыма российским в обмен на то, что Кремль не требует выполнения обещания о транзите власти в Беларуси. А неизбежным конфликтом с Украиной и связанными с этим экономическими потерями Беларуси можно пожертвовать. То есть Лукашенко готов демонстрировать лояльность Москве в психологически чувствительных для нее вопросах, которые он хорошо знает.
Председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Беларуси Андрей Савиных в эфире YouTube-канала «Соловьев Live» пошел дальше и заявил, что де-факто и де-юре Крым был признан белорусской стороной российским. Чиновник явно спешит поперек батьки в пекло, возможно, стараясь застолбить место лидера пророссийской партии в среде белорусской номенклатуры. Он также известен громким заявлением о необходимости отказаться от политики многовекторности. Вероятно, чиновники чувствуют приближающиеся перемены в стране и начинают собственные игры.
Но пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков быстро поставил Савиных на место. Он заявил:
«В Беларуси парламент не определяет внешнюю политику. Как и у нас, это прерогатива президента».
Прогиб не засчитан. Но представляется, что это был ответ Кремля не только главе парламентской комиссии, но и самому Александру Лукашенко. Иначе говоря, слов, сказанных им на заседании ВГС, недостаточно, чтобы оценить их в качестве официального признания Крыма российским.