Спираль молчания, или Зачем власти понадобилось «масштабное социсследование»
Накануне разрекламированного референдума власти запустили проект, о котором говорил Лукашенко 15 ноября.
«Масштабное социологическое исследование» должно охватить около 10 000 респондентов»,
— рассказал директор Института социологии НАН Беларуси кандидат социологических наук, доцент Николай Мысливец.
Доцент БГЭУ Ирина Лашук напомнила о недавнем опросе, проведенном Центром социальногуманитарных исследований БГЭУ по мобильной связи, в ходе которого опрошена тысяча респондентов. Уже прозвучали некоторые цифры. Например, на вопрос: «Планируете ли вы принять участие в референдуме по изменению действующей Конституции?» — 38% ответили, что точно пойдут, скорее да — 21,6%.
Главный вопрос: кому и зачем понадобилось «масштабное социсследование», если еще не известна точно ни дата референдума, ни выносимые на него вопросы, а проекта изменений в Конституцию народ и в глаза не видел?
Попытались разобраться вместе с политическим обозревателем Павлюком Быковским и доктором политических наук Павлом Усовым.
Павлюк Быковский: «Не соцопрос, а соцпропаганда»
— Мы сталкиваемся не с социологическим опросом, а с социологической пропагандой — это специальный прием, который используется для вовлечения как можно большего количества людей и указания нужного ракурса для оценки того или иного события. В таких случаях используются вопросы, ответ на которые подсказывается.
Мы еще не имеем опубликованного текста изменений в Конституцию, не знаем вопросов, которые выносятся на референдум, в такой ситуации без общественной дискуссии само по себе изучение общественного мнения непрофессионально с точки зрения науки. И вообще, непонятно для чего проводится референдум. Один из тезисов, которые раскручивает пропаганда, звучит так: сохранить социальную направленность государства. Но для сохранения не нужны изменения, для сохранения, напротив, требуется консервация. Официальные СМИ используют надуманные и вычурные тезисы для обоснования самой идеи референдума.
Такой подход к референдуму не может дать объективных данных.
Центр социальногуманитарных исследований БГЭУ провел опрос по мобильной связи. На вопрос: «Планируете ли вы принять участие в референдуме по изменению действующей Конституции?» — 38% ответили, что точно пойдут, скорее да — 21,6%. О чем это говорит?
— В данном случае социологи могут задавать вопрос о том, пойдут ли избиратели на референдум. Но изучение ответов не имеет смысла. Нюанс состоит в том, как сформулирован вопрос: «Пойдете ли вы на референдум, который состоится завтра?» — или: «Пойдете ли вы на референдум, который состоится когда-нибудь в феврале?»
Я могу ответить на вопрос, как поступлю завтра, но до февраля ведь могу и не дожить.
Какова степень доверия к цифрам, полученным государственным институтом по заказу государства?
Если все проводится профессионально, то заказчик неважен. Другое дело, что в беларусских условиях мы часто сталкиваемся с тем, что если исследование заказало государство, но результаты опроса его не устраивают, то, скорее всего, реальные итоговые цифры мы никогда не узнаем.
Такой прием используется для пропаганды и манипуляции общественным мнением, указывая, что большинство занимает определенную позицию. Если ваша позиция не совпадает, соответственно, вы находитесь в меньшинстве. Осознание этого заставляет вас молчать или скрывать свое мнение. Механизм влияния этого приема, известного как «спираль молчания», в 60-е годы открыла немецкий социолог Элизабет Ноэль-Норман. Осознание того, что ваша позиция находится в меньшинстве, заставляет вас молчать или скрываться. А это очень серьезно может искажать реальную картину.
В условиях отсутствия плюрализма, когда людей увольняют за другое мнение, сомневаюсь, что в СМИ станут выкладывать результаты соцпроса, который не устраивает беларусскую власть.
Павел Усов: Власть озвучила сценарий референдума
«Идеологическими и социологическими очертаниями своего плебисцита, а также его результатов» Павел Усов назвал публикацию результатов социсследования Центра социальногуманитарных исследований БГЭУ.
Доктор политических наук нарисовал сценарий властей по проведению конституционного референдума.
Власти подготавливают общество к нужному результату: минимальная явка около 60%, за изменения Конституции — в рамках 55-65%. На этот раз пытаются понизить градус напряжения и отдать несогласным 35-40%, чтобы создать иллюзию объективности и не усиливать напряжённости», — подчеркивает политолог.
Как известно, на прошлых президентских выборах, по данным Центризбиркома, Александр Лукашенко победил в первом туре с результатом 80,1%. По мнению многих аналитиков, именно такая «нескромность» стала катализатором массовых протестов, которые охватили Беларусь.
Политолог отмечает, что власти одновременно «усиливают процесс давления на общество для предотвращения его возможной активизации». Речь идет, среди прочего, об инициативе лишать гражданства за «экстремизм» и конфисковать имущество «экстремистов».