Заметки эмигранта. Здесь далеко не все безоблачно, но свет увидеть можно, были бы лишь желание и энергия
Гражданский активист, журналист-фрилансер вместе с женой и пятью детьми вынужден был переехать в Польшу. Спустя полгода Илья признает, что целостной картины пока не имеет, но яркими фрагментами новой жизни для себя и семьи согласился поделиться.
Читайте также: Заметки эмигранта. Настоящее позволяет прошлому не занимать много места
Как не пропасть, если приходится ехать «в никуда» и с минимумом толковых связей
Если экономические мигранты готовились и чаще всего ехали на конкретное рабочее место, то с политическими все намного сложнее. Люди приезжали вчера и многие едут сегодня в никуда. Еще пару лет назад таких беженцев было мало, фонды и инициативы справлялись с нагрузкой, но в 2020-м случился кризис. Человек успевал взять с собой деньги — с жильем вопрос решался быстро. Для тех, кто приехал совсем без ничего, беларусские организации предоставляли временное жилье (на несколько месяцев), одежду, обеспечивали едой, оказывали медицинскую и психологическую помощь, юридические консультации.
В среднем три месяца требуется для адаптации к новым условиям. За этот срок вполне можно начально усвоить язык, найти жилье и работу. Или подать документы на международную защиту.
Есть несколько вариантов ожидания принятия решения по делам о защите:
- Проживание в лагере для мигрантов.
Из плюсов – курсы польского прямо в лагере, бесплатное питание и проживание, гуманитарная помощь от международных организаций и польских инициатив.
Минус – достаточно разный во многих смыслах контингент проживающих, ограничение на выходы за пределы лагеря. Самый ближайший к Варшаве лагерь в 30 километрах. Оттуда в центр города и обратно предусмотрен бесплатный проезд, при наличии временного польского документа. Наличные деньги, выделяемые на мелкие расходы, очень незначительны. Но можно немного подработать, например, убирая территорию лагеря.
- Проживание на «привате».
Найти квартиру в Польше одновременно легко и сложно.
Можно воспользоваться услугами многочисленных агентств. За помощь они возьмут стоимость месячной аренды помещения.
Но обычно из-за коммуникационных проблем люди начинают искать на русскоязычных ресурсах в интернете. Иногда можно и там встретить хорошие варианты, но в целом предложения будут с завышенными ценами. Польские сайты предлагают более интересные варианты, но не каждый поляк готов сдавать жилье иностранцам.
Кроме этого, большинство арендных квартир предусматривают кауцию (залог, минимально равный месячной аренде, иногда больше). Можно попробовать договориться с хозяином и разделить кауцию на несколько платежей.
Еще одна специфика рынка – стоимость аренды квартиры мало отличается по всей Польше. Если вы работаете в Варшаве, то 200 – 300 злотых разницы за 100 километров съест логистика.
Немного коснемся процедуры подачи на международную защиту. Попросить защиту можно сразу на границе Республики Польша или обратившись в специализированный центр.
В Варшаве он находится по адресу Таборова 33. Несколько дней потратите на оформление, которое будет включать в себя несколько осмотров врачей. После этого получите право на бесплатное медицинское обслуживание и пособие. На человека оно составляет 750 злотых, на двоих – 1200. Чем больше членов семьи, тем меньше общая сумма. Практически эти деньги с трудом перекрывают расходы на аренду жилья. Они по факту рассчитаны на стоимость более-менее нормального хостела.
Ожидание решения польских властей для беларусов в среднем занимает от трех до шести месяцев. Что именно предоставят – международную защиту или беженство, зависит от Польши. На данный момент волонтеры не располагают информацией о документально подтверждённых отказах в предоставлении защиты гражданам Беларуси.
Денег у вас может не хватать, зато полным полно невиданной дома вольницы!
Варшава, как и большинство столиц мира, более либеральна по отношению ко многим вопросам, чем регионы. Здесь полно людей, которые сами когда-то приехали в столицу издалека в поисках работы, учебы. К беларусам в основном отношение положительное. На мой взгляд, это происходит оттого, что нас в Польше гораздо меньше, чем тех же украинцев, к которым поляки относятся настороженно. Тем не менее, иногда встречаются проявления бытового национализма и к нам. Лично я сталкивался с этим лишь несколько раз за мои полгода.
Российская пропаганда часто заявляет о том, что поляки уничтожают память о советском прошлом — на самом деле это не так.
Достаточно открыть карту Варшавы, чтобы увидеть еще советские названия. Например, улица в честь Юрия Гагарина. Практически в самом центре находится огромный памятник советским солдатам, погибшим при освобождении Польши. Можно найти и другие мемориалы советского времени.
Самый известный памятник советской эпохи – это дворец Науки и Культуры. Высотку, по легенде, подарил Сталин. Одно время шла дискуссия: снести «подарок» или оставить? Решили оставить как туристический объект. В дворце есть смотровая площадка, пока побывать на ней у меня не получилось из-за постоянной очереди. Вокруг дворца парк с фонтанами, пункты тестов и прививок.
Вообще это место, где постоянно что-то происходит. Снимают кино, работают благотворительные организации, проводят пикеты и акции протеста. Очень хорошая точка сбора, которую знают все. Каждое воскресенье, в 14.00, тут собираются беларусы для того, чтобы пообщаться и напомнить полякам о диктатуре у себя на родине.
Акции протеста, пикеты в Варшаве достаточно обычное явление. Возле Сейма проходит постоянная акция протеста с палатками. Неподалеку еще несколько палаточных городков с разными требованиями к правительству и президенту. Гуляя по центру, можно встретить одиночные пикеты или небольшие митинги с разными лозунгами. Полиция даже на одиночном пикете следит за порядком, но я не видел, чтобы кого-то задерживали. Иногда на польских акциях можно заметить беларусский национальный флаг.
Кстати, кроме центра наших с плакатами и флагами часто можно увидеть возле посольства Беларуси. Полиция присутствует там круглосуточно, причем в усиленном составе. Оно и понятно: уж такая репутация в мире… И не всегда понятно — охраняют тех, кто внутри здания, или тех, кто живет рядом.
Вывешивание различной символики и плакатов на окнах или балконах никак не регулируется государством. Часто можно увидеть беларусские национальные флаги, флаги ЕС, ЛГБТ, символы «страйка кобет».
В последние месяцы часто появляются баннеры с лозунгами в поддержку пограничников. Вообще белорусские власти с кризисом мигрантов сделали невероятное по польским меркам. Пусть временно, но объединили правящую партию и оппозицию. Это было предсказуемо, так как за полгода мне так и не удалось найти поляка, который бы поддерживал Лукашенко либо его политику.