Механизм проклятья приводит в действие воображение того, кто верит в его силу. Но если на воображение гаитян воздействуют жрецы, то на воображение беларусов — пропаганда.
Издательство «Циолковский» готовит к выпуску русский перевод культовой книги этноботаника Уэйда Дэвиса «Змей и радуга». Книга посвящена культуре вуду, которую автор изучал во время работы на Гаити.
Вуду, если кто не в курсе, — общее условное наименование религиозных культов, распространенных в странах Западной Африки, Карибского бассейна, а также в США среди значительной части афроамериканцев.
Каждому свое. «Кто верит в Магомета, кто — в Аллаха, кто — в Иисуса. Кто ни во что не верит — даже в черта, назло всем». Жители Гаити верят в живых мертвецов и десятки способов наведения порчи.
Оставим живых мертвецов живым мертвецам и обратимся к порче, которая на Гаити порой заканчивается летальными исходами.
«Первыми, кто начал серьезно рассматривать это явление с научной точки зрения, — пишет Дэвис, — были не антропологи, а полевые врачи времен Второй мировой. Посреди отчаяния и ужаса на Западном фронте солдаты умирали от шока, которому обычно предшествует резкое падение давления, вызванное потерей крови. Но эти люди не были ранены. Ознакомившись позднее с описанием смерти в стиле вуду, медики заметили связь двух этих явлений. Жертва колдуна и фронтовик переживали паническую атаку. Иными словами, смертельный страх способен вызвать в организме изменения, ведущие к фатальному исходу в буквальном смысле слова».
Но какое отношение цитата из книги имеет к тому, что интересует читателей сайта? Ответить на этот вопрос несложно. Перед нами примеры теоремы, сформулированной американским социологом Уильямом Томсоном, и носящей его имя: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям».
Механизм проклятья приводит в действие воображение того, кто верит в его силу. Но если на воображение гаитян воздействуют жрецы, то на воображение белорусов — пропаганда. Информационный век на дворе, и нет ничего удивительного в том, что современные авторитарные режимы пытаются ему соответствовать.
В каменный век орудия, с помощью которых человек подчинял себе подобных, изготавливались из камней, в атомный — из атомов, в информационный — из информации. Информационному веку соответствует информационный авторитаризм. Согласно российскому экономисту Сергею Гуриеву, это политический режим, «основой власти которого является манипуляция информацией для большинства и цензура для более образованного меньшинства.
Основная цель этих действий — не дать элитам объяснить большинству, что лидер страны не компетентен, за счет цензуры для несогласных и повышенного дохода для тех, кто поддерживает текущий режим».
Классические диктаторы XX века (Муссолини, Франко, Гитлер) носили военную форму. Стиль милитари предпочитали и Сталин с Мао. Но уже Хрущев был вынужден отказаться от популярного у представителей советской номенклатуры френча и перейти на цивильную одежду. О, времена! О, нравы! Рост уровня образования населения требовал от лидера государства выглядеть точно так же, как и демократичные лидеры, и точно так же заботиться о своей популярности.
Опросы общественного мнения — далеко не последний инструмент, созданный для повышения популярности национального лидера. Естественно, опросы, «сделанные на коленках» независимыми социологами, следует отличать от опросов государственных социологических служб. Первые в Беларуси запрещены. Результаты вторых вбрасываются в публичное пространство дозированно.
Один из таких опросов решено провести накануне референдума. По словам директора Института социологии Николая Мысливца, «он носит масштабный характер, в его основе — репрезентативная выборка из более чем 10 тыс. респондентов».
Ждать результатов осталось недолго. Они предсказуемы, что никак не отразится на их достоверности.
Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям. В марте 2013 г. американские танки покинули Европу. Через три года они вернулись и рассредоточились вдоль западной границы Союзного государства.
Такой come back логично было бы объяснить реакцией НАТО на аннексию Крыма и войну на Юго-Востоке Украины. Однако ни в Кремле, ни во Дворце Независимости подобное объяснение никому и в голову не пришло. Более того, возникла проблема в определении агрессора и жертвы. Она не разрешена до сих пор, что и было подтверждено в интервью российскому журналисту Дмитрию Киселеву: «Если Россия окажется перед агрессией со стороны Украины (выделено. — С.Н.), мы в теснейшей связке юридически, экономически, политически будем с Россией. Юридически — это главное».
Какие представления о реальности, такие и последствия. И вот уже два российских стратегических бомбардировщика Ту-22М3, способные нести ядерное оружие, в сопровождении белорусских истребителей бороздят не просторы Большого театра, а просторы республики-партизанки.
Дальше — больше, и под сомнение ставится безъядерный статус белорусского государства (Конституция, статья 18).
Возникает вопрос по поводу искренности публичных заявлений жрецов информационного авторитаризма. У меня нет на него ответа. Поэтому я прибегну к помощи российского политолога Владимира Пастухова: «Все рационально мыслящие люди считают, что есть пропаганда и есть какое-то внутреннее тайное знание кремлевских мудрецов, которые, конечно все понимают, конечно все цинично взвешивают, но дальше на публику несут полнейшую ахинею. Вы знаете, самая страшная правда состоит в том, что этого разделения нет. Вот что несут, в то и верят».
Сознательное манипулирование информацией возможно лишь при наличии реальной информации. Без разнообразных, в том числе независимых источников, ее не получить. Но где гарантия, что у реальной информации есть шанс «достучаться до небес» (до центров принятия решений в информационных автократиях)?
Кузбасс. Шахта «Листвяжная». Очередной «хлопок» метана. Очередные жертвы. Очередное признание чудом выжившего горняка: «Шесть, семь, восемь процентов метана — лава [комбайн] едет. Ставьте, говорит, на комбайн перемычки и езжайте дальше. А при двух процентах комбайн вырубается. Ну, типа, и что? Ставят перемычки и едут дальше».
Получается, что комбайну для безопасной работы требуется реальная информация. А человеку?
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…