TOP

«Лукашенко предупреждает НАТО». Вернется ли ядерное оружие в Беларусь?

Вернуть ядерное оружие нельзя, но можно ввести новую систему, считает военный обозреватель Александр Алесин.

Фото: Shutterstock

Беларусь предложит России разместить на своей территории ядерное оружие, если американские ядерные боеголовки появятся в Польше. Об этом Лукашенко заявил 30 ноября в интервью МИА «Россия сегодня».

Так он отреагировал на слова генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга о возможности размещения ядерных вооружений США в Восточной Европе.

«Я предложу Путину вернуть ядерное оружие в Беларусь… Мы договоримся, какое. То ядерное оружие, которое будет наиболее эффективно при таком соприкосновении. Мы же на территории Беларуси к этому готовы. Я как рачительный, извините, хозяин ничего не разрушил. Все «сараи» стоят на месте», – подчеркнул Лукашенко.

О реалистичности такого сценария беседуем с военным обозревателем Александром Алесиным.

Александр Алесин

– Возможно ли вернуть ядерное оружие в Беларусь, вывезенное из страны после распада СССР в 1991 году?

– Нереально. Прежде всего потому, что стратегический комплекс «Тополь», под который строилась вся структура (площадки, о которых говорил Лукашенко, сооружения), российские войска стратегического назначения в 2023 году снимают с вооружения.

Вернуть нельзя, но новую систему ввести можно.

Под все параметры подходит оперативно-тактический комплекс Искандер-М – ядерный, с боеголовками мощностью 50 килотонн. Более того, он мобильный, и для его размещения могут использовать часть сооружений ракетного комплекса «Ока», который был уничтожен во времена Горбачева. Но значительная часть инфраструктуры, после ремонта и восстановления, может быть пригодна для использования.

Кроме того, размещая этот комплекс, Россия не нарушит никаких международных соглашений с США. РФ взяла на себя международные обязательства в одностороннем порядке не размещать ракеты средней дальности – дальностью действия с 500 до 2500 километров, а дальность действия Искандера до 500 километров. Значит, ни одна международная организация не предъявит претензий к России.

– А как быть с безъядерным статусом Беларуси?

– Да, Беларусь подписала Лиссабонский протокол в 1993 году, взяла тем самым на себя обязательство не производить, не размещать и не использовать со своей территории ядерное оружие.

Но этот вопрос российские эксперты предлагают решить следующим путем: комплексы Искандер будут размещены на базах, находящихся под российской юрисдикцией, то есть, они размещаются в Беларуси, но живут по российским законам. США в Японии имеют ряд крупных баз на условиях экстерриториальности. Поэтому будет считаться, что эти ракеты находится под юрисдикцией не Беларуси, а России – нарушений международного права опять нет.

Примерно так можно представить картину с размещением ядерного оружия на территории Беларуси.

– Но тогда сначала нужно создать здесь российские военные базы?

– Конечно. Этим объектам придется придать законодательно статус российской базы, и указать, что вся их деятельность осуществляется по российским законам.

Правда, сама процедура очень непростая. Думаю, большинство населения вряд ли обрадуется тому, что означает ограничение суверенитета: на нашей территории появляются некие анклавы, на которые не распространяется беларусское законодательство. Теоретически возможно, но реально очень трудно. Хотя в случае введения ситуации военного положения накануне реального вооруженного конфликта, я не исключаю, что под шумок можно будет протолкнуть такую чрезвычайную меру законодательно.

В противном случае эти комплексы должны пребывать на территории Беларуси не более двух месяцев: по действующему законодательству дивизион или бригада могут находится здесь с неядерным оружием в течение двух месяцев, после чего обязаны ротироваться, то есть, убыть в Российскую Федерацию, а затем вернуться на новые два месяца.

– Захочет ли сама Россия делиться ядерным оружием со своим партнером по союзному государству?

– Что значит – делиться? Россия выдвигает эти комплексы вглубь Европы, потому что с российской территории Искандеры могут достать до Польши только с Калининградской области. А с территории Брестской области они могут далеко прицелиться!

Более того, я считаю, что заявление Лукашенко сделано после консультаций с Владимиром Путиным, а как говорят некоторые российские эксперты, и сама проблема инспирирована РФ – чтобы сделать предупреждение НАТО. И Лавров заявляет, что Россия предпримет ответные меры в случае продвижения НАТО на восток, если письменно не откажется от такой стратегии. Думаю, заявления Лукашенко и Лаврова корреспондируются друг с другом.

– Значит, заявление Лукашенко – предупреждение НАТО?

– Да. Думаю, что это предупредительные меры. Но в случае «пересечения красных линий», как сказал Путин (появление в Польше ядерного оружия, инфраструктура, пригодная для его применения), будет рассматриваться вопрос о выдвижении Искандеров на территорию Беларуси.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.