Новый «ход» Минска «крымской картой»: что можно выиграть?
Беларусь демонстрирует «единство» с Россией, наносит легкий укол Украине и подтверждает курс на конфронтацию с «коллективным Западом».
«Мы все понимали, что Крым де-факто — это российский Крым. После референдума и де-юре Крым стал российским», — заявил Лукашенко в интервью российскому пропагандисту Дмитрию Киселеву.
И добавил, что «у нас определенная договоренность с Путиным, что мы в Крыму побудем».
Но сам Лукашенко в Крым не полетел. Зато на полуостров 9 декабря прибыла «беларусская делегация»: заместитель председателя общественного объединения «Белая Русь» Александр Шатько, член Конституционной комиссии, политический обозреватель Александр Шпаковский, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, политолог Алексей Дзермант, председатель оргкомитета политической партии «Союз» Сергей Лущ, аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин.
В тот же день группа деятелей посетила могилу поэта Максима Богдановича в Ялте, а 10 декабря они наведались на могилу философа Николая Данилевского в Форосе.
Это и есть «беларусское признание» Крыма? Своим мнением с СНплюс поделились председатель БСДП Сергей Черечень и общественный активист Виктор Корнеенко.
Сергей Черечень: Сегодня «выгодно» признавать Крым
— Перечисленные вами люди не являются официальными лицами и не представляют руководство Республики Беларусь. Мы наблюдаем очередное передергивание информационной ленты. В интервью Дмитрию Киселеву Лукашенко и де-юре, и де-факто назвал Крым российским. Но он высказал точку зрения человека, а не позицию страны: пока это не будет закреплено на бумаге, то останется личной точкой зрения. И всегда, если это выгодно, можно сказать: вы неправильно нас поняли. Это политическая игра.
— А Россия хочет письменного признания Крыма? Или ей это признание уже особо и не нужно?
— Не может страна руководствоваться высказываниями одного человека. Да, сейчас Лукашенко президент Республики Беларусь, но сегодня он занимает этот пост, а завтра нет. То, что написано на бумаге, подписано одним, другим государственным институтом, и является фактом, а слова одного человека остаются словами. Сегодня выгодно «признавать» Крым, а завтра ситуацию отыграет назад под предлогом, что его неправильно поняли.
С 2014 года прошло уже шесть лет. Крымский вопрос постоянно муссируется в информационной ленте, особенно в Украине. Но России ни тепло, ни холодно от признания или непризнания Крыма. Сейчас Россию гораздо больше волнует миграционный кризис, ей нагнетание проблемы со стороны Беларуси на фоне проблем с «Северным потоком-2» абсолютно не надо. А для Лукашенко это повод напомнить европейцам о себе: не хотите налаживать нормальные двусторонние отношения, Беларусь ляжет под Россию. Он манипулирует.
Крымская тематика – движение ради движения: сегодня это выгодно. Ведь чуть раньше в Крым ездили представители общественных организаций поменьше. Никакого реального результата, кроме нагнетания и осложнения существующей ситуации, нет.
Виктор Корнеенко: Формула «нефть в обмен на поцелуи» больше не работает
-Крымская карта не сулит официальному Минску никаких выгод. Надо помнить, что не всегда беларусские власти действуют рационально: иногда пытаются перебить колено обухом, или назло маме уши отморозить — тактика не мытьем так катаньем в действии. К сожалению, это бесперспективный путь на конфронтацию с условным «коллективным Западом». И поездка беларусской делегации – из того же ряда.
— Заинтересована ли Россия в признании Крыма?
— Думаю, заинтересована. Конечно, здесь запоздалое признание в любви, что не всегда приветствуется, но лучше позже, чем никогда. Это свидетельствует о том, что влияние Кремля на внутреннюю беларусскую политику усиливается. Да, приятные слова для Москвы, но следует помнить реакцию Пескова: за словами должны последовать действия. А вот последуют ли действия – большой вопрос.
— Минск что-то хочет выторговать за «крымскую карту»?
— Силами можно меряться тогда, если ты их имеешь. Даже чтобы получить политическую поддержку, надо делать определенные шаги. Думаю, сейчас торг будет намного сложнее, чем раньше. На определенном уровне российские власти поддержат Минск, но чтобы на широком — думаю, не дождаться. Прежняя формула «нефть в обмен на поцелуи» больше не действует.