Лояльный и еще лояльнее. Зачем менять Ермошину на Карпенко
Неизменный председатель Центризбиркома с 1996 года Лидия Ермошина ушла, на ее месте - недавний министр образования Игорь Карпенко.
Новый председатель ЦИК не новый кадр в избирательном процессе: в 2006, 2010, 2015 годах он уже участвовал в выборах.
«Нам предстоят непростые времена, начиная с референдума, проведения его. Вы — человек опытный, и в горисполкоме работая, знаете, что такое эти электоральные кампании. Затем нам предстоит впервые в истории в единый день голосования избрать наши советы и законодательный орган власти — парламент. Ну и, естественно, выборы Президента: вроде бы и далеко они, но это не так далеко. И все будет зависеть от той ситуации, которая будет складываться в нашей стране», — напутствовал Лукашенко нового главу ЦИК.
«Поэтому практически из огня да в полымя вам придется окунуться. Ну и в организационном плане, скорее всего, вы будете первым председателем ЦИК, который будет избираться Всебелорусским народным собранием, если народ поддержит Конституцию», — добавил Лукашенко.
О мотивах и последствиях кадрового решения мы поговорили с беларусскими политиками.
«Власти нужны еще более лояльные избиркомы»
Андрей Дмитриев называет назначение нового председателя ЦИК политическим актом, который преследует политическую же цель. А именно: лояльность власти избирательных комиссий всех уровней.
— Идет обновление политической системы с тем, чтобы власть осталась прежней. Лично мне это назначение показывает, что вертикаль намерена сохранить себя в условиях, когда народ имеет минимальную возможность влиять на выбор, — считает член оргкомитета Нашей Партии Андрей Дмитриев. — Карпенко — представитель старой когорты чиновников, который и сам отмечает, что в свое время возглавлял Минскую городскую избирательную комиссию. Прежний опыт он перенесет и на новую должность, поскольку не может действовать по-новому.
Андрей Дмитриев полагает, что Карпенко назначен не только под референдум:
— Ермошина давно просилась в отставку, она возглавляла ЦИК с 1996 года. А впереди — не только референдум, но и парламентские, и местные выборы, и, возможно, досрочные президентские выборы. Поэтому власти нужны еще более лояльные, еще более послушные избирательные комиссии. Сам Карпенко до недавнего времени возглавлял Министерство образования, а ни для кого не секрет, что львиная доля избирательных комиссий формируется из учителей, — подытожил политик.
По мнению политика, «Центризбирком должен быть над схваткой», отстаивая выбор народа — какой бы он ни был:
— Чтобы Центризбирком честно проводил кампанию, члены ЦИК должны назначаться не президентом, быть не в команде президента, как любила говорить Ермошина, а — абсаолютно равноудаленными от всех ветвей власти, — отмечает А.Дмитриев.
«Хоть бы перерыв на чай сделали»
Виктор Терещенко вспоминает, что прошел четыре президентские кампании:
— …Причем в трех из них ЦИК возглавляла Ермошина. И только один раз, в 2010 году, меня зарегистрировали кандидатом в президенты, остальные попытки заканчивались отказом в регистрации с указанием различных «причин». В 2015 году мое выдвижение в президенты закончилось отравлением. После этого ушел на реабилитацию. Сколько жалоб ни подавал в Центризбирком — ни одна не была удовлетворена.
Виктор Терещенко считает, что нынешний кадровый выбор определен одним расчетом:
— Имидж Ермошиной известен всем. Выбрали якобы новое лицо, которое, по замыслу, должно вызывать меньшее отторжение избирателей.
Сам политик не ждет изменений:
— Перемен не увидать, ведь все эти годы власть манипулировала электоратом. Я дважды избирался; за меня голосовало соответственно 72,3% и 75% — но меня поменяли местами с провластными кандидатами. Ни районные комиссии (мне лично признался председатель, уходя на пенсию), ни участковые комиссии — никто не имеетреального голоса. В Браславе в 20.06 они садились уже в машину и везли протокол в район – как это возможно? Хоть бы на час или два сделали перерыв на чай, — отмечает В.Терещенко.
Якая місія ўскладаецца на новага старшыню ЦВК?
Акадэмічны дырэктар BISS Пётр Рудкоўскі мяркуе, што новы старшыня ЦВК працягне “традыцыі” папярэдніцы:
— Тут, хутчэй за ўсё, справа ў стомленасці і вычарпанасці самой Ярмошынай. Кампанія-2020, пратэсты, патаемная інаўгурацыя — усё тое для гэтай, ужо далёка не маладой, жанчыны, было паласой выпрабаванняў. Ну, а місія новага — працягваць линію папярэдніцы: кантраляваць выбарчы або плебісцытны працэс у адпаведнасці з бягучай палітычнай лініяй.
— То бок, ніякіх перамен на выбарчым полі чакаць няварта?
— У плане выбарчай палітыкі — не. У плане перформансу — наколькі новы чалавек справіцца з даволі цяжкой задачай — тут адкрытае пытанне. Ярмошына сыходзіць не ад лёгкага жыцця. Адна справа кантраляваць выбарчы працэс, калі падтрымка Лукашэнкі на ўзроўні 50-60%, а рэшта — абыякавыя або маргінальныя. Іншая справа — калі падтрымка Лукашэнкі ў раёне 25-30%, а праціўнікаў — больш і многія з іх настроены даволі рашуча.