Официальный Минск не станет оглядываться на последствия, если возникнет политическая целесообразность.
В конце прошлой недели силовики задержали пресс-секретаря компании А1 Николая Бределева и разместили в соцсетях его «покаянное видео». Сотрудник А1 рассказывает о своей сексуальной ориентации, называет уровень зарплаты, признается в подписке на «экстремистские» телеграм-каналы.
Реакция последовала незамедлительно: посольство Австрии в Минске выразило протест против нарушения личных прав. A1 Telekom Austria Group решительно осудила вторжение в личную жизнь пресс-секретаря A1 Беларусь.
Этот случай дал обильную пищу для размышлений о возможной национализации А1 Беларусь. Возможно ли это? Разбирались с экспертами.
Кандидат экономических наук Виктор Терещенко считает, что судьба компании фактически предрешена, даже лояльность власти не дает ей индульгенции.
— Сама национализация не принесет плюсов для Республики Беларусь – ни в экономическом, ни в политическом и моральном плане. Законодательно все можно оформить достаточно просто: «убедительные» аргументы власть всегда найдет. Насколько они будут соответствовать реальности – это уже другой вопрос.
Однако в таком случае произойдет разворот от Беларуси не только будущих инвесторов, но и нынешних. Полностью! Все будет продано или закрыто. Все зарубежные компании застраховали свое имущество в Беларуси, так что они потеряют либо мало, либо совсем ничего. Для РБ это конец.
— Что примечательно: в Минске задержали одного сотрудника компании А1 – незамедлительная реакция последовала и со стороны посольства Австрии, и со стороны компании A1 Telekom Austria Group. Возникает закономерный вопрос: почему молчали австрийцы, когда во время массовых протестов А1 глушил интернет «по требованию государственных органов», нарушая права десятков, сотен тысяч беларусов? Почему себя так ведет западный бизнес? И спасет ли иезуитская логика (свои права ближе к телу?) А1 от национализации?
— Западный частный капитал старается уйти от политики, занимается бизнесом. И понимает прекрасно, что может случиться форс-мажор (решение правительства или суда – Верховного либо Экономического суда о монополизации) и в таком случае здесь лучше промолчать. Из соображений: только бизнес, и ничего больше. У них есть договоренности с властью о предоставлении информации, касающейся всей деятельности А1.
— Но поддержка одной из сторон внутриполитического кризиса – это та же самая политика, от которой якобы А1 старается уйти.
— Старается, но ничего не получится. Скажу откровенно: считаю, что в ближайшее время компания будет закрыта и потеряет все фонды, всю собственность, всю прибыль, все технологии; все, что здесь – останется в собственности государства. И это однозначно произойдет, так как А1 тот источник, который владеет практически всей информацией: если там посадить спецгруппу, можно выудить любую информацию.
При такой ситуации судьба А1 однозначно предопределена, это всего лишь вопрос времени. В самое ближайшее время, особенно на фоне западных санкций, идя напролом, напрашивается только такой вывод. Мы же помним и судьбу «Форда», других западных бизнесов в Беларуси. Никакая лояльность к власти не выручит, будущее А1 предопределено. И выход один: максимально избавиться от активов и уйти из беларусского рынка.
Экономист Лев Марголин вполне допускает возможность национализации А1 Беларусь. Весь вопрос – в последствиях.
— Это будет крупнейшей ошибкой. Напомню историю третьего сотового оператора life. Он возник из беларусского оператора БелСел – сети, которая должна была стать конкурентом всем другим и показать, что у нас лучше, чем у них. Но в конечном итоге пришлось идти на поклон к туркам и все-таки объединяться: в нынешнем мире микросети существовать не в состоянии. Это работает только в одном случае: запретить всех – и тогда сможет подняться беларусская национальная сотовая связь.
Напомню, однако, что МТС – наполовину российский, и вряд ли Россия станет смотреть на ситуацию сквозь пальцы, наоборот, в Москве очень обрадуются, если здесь уничтожат их основного конкурента. Поэтому национализация А1 станет очень большой ошибкой. Хотя ничего исключать нельзя: предприятиям рассылаются списки на увольнения, абсолютно не задумываясь о том, кто останется там работать. Если есть политическая необходимость, сейчас не задумывается о последствиях, — резюмировал Лев Марголин.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…