Американцы говорят о российской военной опасности для Беларуси. Как относиться к этому неожиданному выводу? Блеф или…
Аналитический центр American Enterprise Institute (AEI) из Вашингтона считает, что военная опасность со стороны России угрожает в первую очередь вовсе не Украине. Исследователи под руководством военного историка Фредерика В. Кагана (Frederick W. Kagan) пришли к выводу, что войска под триклором с большой вероятностью будут введены в Беларусь уже зимой 2021/22.
Цитата: «Путин на самом деле не намерен вторгаться в неоккупированную Украину этой зимой, несмотря на продолжающееся наращивание российских войск в рамках подготовки к этому, — говорится в докладе. — Весьма вероятно, что этой зимой Путин введет в Беларусь российские войска. Он создал все необходимые информационные и военные условия для этого и, вероятно, просто ждет удобного, по его мнению, момента».
Насколько реалистичен сценарий российской оккупации Беларуси? Мы спросили об этом у военного обозревателя Александра Алесина.
— Для России в таких действиях не вижу никакой пользы – одни убытки.
Прежде всего, зима – период подготовки и проведения у нас конституционного референдума. Ясно, что введение российских войск отменит уже идущую кампанию, трансформацию и мягкий уход, который, возможно, задумал для себя нынешний лидер государства, придется отменить.
Вопрос: а куда тогда гаранта беларусской Конституции? В таком случае налицо ситуация с лишней фигурой, которая к тому же в нынешних условиях — единственная возможная на непростую роль пророссийского президента Беларуси. А значит, Россия стреляет себе даже не в ногу, а в голову: наступает период хаоса, безвластия – и тогда Беларусью должен управлять наместник ли, генерал-губернатор ли либо еще некто в этом роде.
При таком сценарии рушится вся структура власти в Беларуси и образуется неуправляемый хаос. А это значит, возможны сильные очаги сопротивления.
Насколько я знаю, часть военных и силовиков служат именно Беларуси, а не фигуре номер один, которая кажется сейчас наименьшим злом по сравнению с другими кандидатами на этот пост. При наихудшем варианте развития событий они будут свободны от своих обязательств перед властью, Конституцией, законом. Россия для достаточно многих профессионалов не является чем-то сакральным, священным, и если она будет посягать на независимость Беларуси, то эти люди молчаливое согласие не продемонстрируют.
А кроме того, Беларусь большая страна: чтобы занять все важнейшие стратегические пункты гражданской и военной инфраструктуры, понадобятся даже не десятки, а, возможно, сотни тысяч человек, чтобы контролировать территорию с нелояльным населением. А население будет нелояльным: в такой степени пророссийских людей, которые согласятся на оккупацию, в Беларуси очень мало. И тогда может возникнуть консенсус между провластными и оппозиционными силами: они выступят единым фронтом против потери независимости и суверенитета.
Так что подобная операция полностью противоречит интересам Российской Федерации. Сейчас Беларусь оттеснена западными санкциями на восток и практически превратилась в полного (не хочу говорить — сателлита), в глубокого союзника: у нее нет альтернативы России – ни в экономическом, ни в политическом, ни в военном плане.
Такая операция бессмысленна, бесцельна и не принесет Кремлю никаких дивидендов.
А если Путин думает править после 2024 года, то наоборот он должен стремиться к укреплению нынешнего беларусского режима в том или ином виде. Президент Лукашенко или председатель Всебеларусского народного собрания Лукашенко выгоден Путину, потому что поможет ему избраться в 2024 году.
— Следовательно, и опасения российского вторжения в Украину с беларусского плацдарма не имеют под собой оснований?
— Это направление слишком невыгодно. В Беларуси болотистая местность, она создает больше преимуществ обороняющимся, чем наступающим, даже если у последних и явное численное преимущество. Наступление с беларусской территории на юго-восток Украины может привести к очень тяжелым боевым потерям.
Я думаю, россияне мыслят совсем иную войну. Военно-космические силы, ракетные войска должны первоначально уничтожить все живое в Украине (командование, инфраструктуру), и только потом силы специальных операций ступят на территорию сопредельного государства.
Если вообще такой сценарий будет задуман в Москве.