Польский офицер: у предателей – тяжелая доля
Что думают в армейской среде о солдате, перебежавшим в Беларусь.
Сегодня телеканал “Беларусь 1” показал кадры из интервью с беглым польским пограничником Эмилем Чечко. На ситуацию с дезертиром оперативно среагировал министр обороны Республики Польша, история сейчас в эпицентре внимания как беларусских, так и зарубежных СМИ. На условиях анонимности ситуацию комментирует один из действующих польских офицеров. Итак – что думают о произошедшем в армии?
– Сразу отмечу: среди моих подчиненных и коллег однозначно негативное отношение к так называемым «беженцам»: они хотят нелегально проникнуть в чужую страну, которую мы защищаем, бросают в полицию и пограничников камни, портят имущество, наносят увечья военнослужащим. Это ни в коем случае не жертвы «польских фашистов», как утверждают беларусские пропагандисты.
– Что думают польские военные о конкретном дезертире?
– С точки зрения воинского устава и законодательства РП этот человек давал присягу польскому народу и государству, у него были конкретные обязанности по охране границы и граждан Польши. Но Чечко покинул свой пост, самовольно оставил расквартированное место службы и незаконно перешел границу. То есть он как минимум дезертир и злостный нарушитель своих моральных и служебных обязанностей.
– Вы не рассматриваете версию, что солдат был завербован?
– Сильно сомневаюсь. Нам известно, что беларусские спецслужбы имеют большое влияние у себя на родине, но у них нет хорошо развитой агентурной сети внешней разведки.
Ясно, что именно сейчас, когда перебежчик оказался в руках ваших силовиков, они будут очень плотно работать с ним.
– Но вряд ли у обычного солдата есть интересная для того же КГБ информация…
– Он интересен им прежде всего в корыстных целях своей пропаганды. Так что скорее всего пойдет в ход весь арсенал: от финансового подкупа до шантажа с угрозой его жизни, здоровью и свободе.
– Это вызывает у вас сочувствие?
– Повторюсь: оцениваю его поступок прежде всего предательством своей страны и своего народа, он опорочил честь и совесть военнослужащего. Во-вторых, налицо откровенная глупость со стороны парня.
– Эмиль Чечко совершил, на ваш взгляд, давно продуманный поступок или же это нервный срыв, спонтанная реакция на острую ситуацию?
– Думаю, он сделал свой глупый и необдуманный поступок спонтанно. Глупо бежал от правосудия и наказания, которое заслужил своим поведением: был за рулём в нетрезвом виде да еще и под наркотиками. Конечно, за такое дома досталось бы очень сильно, но разве на чужбине ему будет легче? Скорее всего, гораздо тяжелее. Он просто не задумался о далеко идущих последствиях, когда решился на самый ближайший вариант, незаконно перейдя границу с Беларусью. Человек не учитывал, что там нет свободы слова, граждане лишены возможности иметь свою точку зрения.
– Почему же: скорее всего вы уже видели кадры с его признаниями?
– Сомневаюсь, что это его размышления: теперь он будет говорить под диктовку спецслужб и пропагандистов режима.
– То есть вы категорически не согласны с обвинениями в адрес польских политических и силовых структур, которые прозвучали из уст бывшего пограничника?
– Польское правительство и страж граничный действовали согласно конституции государства, правилам и закону ООН по защите своих границ и своих граждан. Я бы хотел поблагодарить руководство страны, польских солдат, полицейских и пограничников за сохранение спокойствия и безопасности в нашем государстве. В ответ на попытку дестабилизации на границе и на политический кризис, специально созданный беларусским режимом, президент и правительство поступили правильно, адекватно угрозам.
– А ваша человеческая реакция на беларусский телесюжет? На слова бывшего, простите, коллеги?
– Все сказанное им просто выдумка. Этот человек откровенно врёт. Уверен, его заставляют нести откровенный бред сумасшедшего — скорее всего на парня жёстко надавили и сильно запугали, у него нет другого выбора, он говорит ровно то, что нужно беларусской пропаганде. Прокрутите показанный сюжет у себя на компьютере еще раз: у человека бегают глаза в разные стороны, когда он говорит tak ,tak,tak…
Перед тем как заявить, что он якобы видел две страшные и неправдоподобные ситуации с убийствами, то задумался, а когда собрался с мыслями, то запнулся… Я не психолог, но понимаю: он говорит не правду, а припоминает заученный текст…
У предателей – тяжелая доля.