Еще до событий 2020 года в беларусских новостях периодически всплывала тема борьбы власти с волонтерами, которые пытались кормить бездомных. События происходили недалеко от центрального вокзала в Минске, в Михайловском сквере.
Граждане объединились в инициативу „Еда вместо бомб” и примерно раз в неделю готовили и раздавали питание для нуждающихся. Участников акции периодически задерживала милиция, некоторым давали, сутки и в конце концов санстанция окончательно запретила раздавать обеды.
С другой стороны, во время эмиграционного кризиса власти организовали питание и выездную торговлю для лиц, стремящихся пересечь границу. К сожалению, мы не можем объективно оценить мигрантский паек в Беларуси, поэтому расскажем о ситуации в Варшаве.
Проезжая возле дворца Науки и культуры, в самом центре столицы Польши, обращаешь внимание на периодически возникающие очереди возле здания. Люди, стоящие в них, выглядят не совсем респектабельно. Но проходящие патрули полиции не обращают на них никакого внимания. Так что происходит?
Как бы это ни удивительно выглядело на сером фоне вышеописанных беларусских реалий, городские власти польской столицы поддерживают практически любые инициативы по помощи нуждающимся.
В то время, как в Минске закрывают единственную ночлежку для бездомных, в Варшаве их несколько десятков. По городу много контейнеров, куда можно сложить вещи для нуждающихся, а в центре постоянно активничают различные общественные инициативы. Волонтеры оказывают медицинскую помощь, кормят тех, кто терпит жизненный крах.
Не только общественные организации оказывают помощь. Польша католическая страна и большую роль в социальной помощи играет костел. Кормят практически любых нуждающихся в самом центре столицы. Развеивая сомнение: «А, это для картинки на фоне пограничного кризиса!», решили посмотреть, что происходит на окраине города?
Женский монастырь в 15 километрах от центра. Это целый комплекс, кроме костела и жилых зданий сюда входит начальная школа и детский садик.
Небольшая дверь, на ней объявление. Если переводить на русский, звучит примерно так: „Еда. Время работы с 10 00 до 14 00, в субботу с 10 00 до 12 00, воскресенье — выходной”. Дверь открыта, и пройдя по небольшой тропинке попадаешь в монастырь. Справа от него небольшое поле, где вероятно и выращивается многое для той самой еды.
В помещении три стола, за которыми сидят люди и читают псалмы в ожидании пищи. В основном мужчины, старше 50 лет. Иностранцев, кроме нас, не видно. Несколько глухонемых. Общая атмосфера чем-то напоминает беларусскую заводскую раздевалку во время обеденного перерыва.
При входе надо предъявить документ, удостоверяющий личность. Данные никуда не вносятся, монашка просто смотрит паспорт. На одном из столов стоят продукты, пожертвованные прихожанами костела. Тут яблоки с личных хозяйств, большая коробка варений и джемов.
Каждый присутствующий получает сладкую булку с джемом и 200 грамм моцарелы. В углу стоит стеллаж с хлебом. Несколько видов черного, в том числе с семечками, а вот белого маловато. Зато весь хлеб свежий, с маркировкой пекарни.
После непродолжительной молитвы монашка приступает к раздаче еды. На пластиковой тарелке граммов 250 картофельного пюре и, несмотря на пост, – целый цыплёнок! Порции большие, некоторые приходят с пластиковыми контейнерами и забирают остатки, а то и все с собой.
После второго всем желающим наливают суп. Каждый со своей емкостью, которую передает монашке. Вне зависимости от объема, ее наполняют. На этом обед заканчивается и люди потихоньку расходятся. Никакого ажиотажа, суеты или шума, в все в спокойной, тихой обстановке.
В соседнем помещении любой желающий может постирать одежду или принять душ, а на прощание пришедших приглашают на празднования Рождества в костел.
По дороге до машины я поймал себя на мысли, что условия жизни, социальная помощь людям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в Польше куда выше, чем уровень среднестатистического беларуса, у которого все типа «нормально».
Поддержка государством общественных инициатив позволяет польским властям частично снять с себя социальную нагрузку. Если частник сделает лучше и качественнее, зачем государству ему мешать?
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…