Борис Грызлов становится иллюстрацией новой реальности в беларусско-российских отношениях.
Что же будет с Родиной и с нами?
Юрий Шевчук
Конец года проходит под знаком усиления репрессий против политических оппонентов и вообще всех инакомыслящих.
Ужесточается репрессивное законодательство. Парламентом принят законопроект, который вводит уголовную ответственность за участие в ликвидированных и незарегистрированных организациях.
Также утвержден законопроект, запрещающий, под угрозой уголовного преследования, любую материальную помощь людям, привлеченным к ответственности за участие в протестах.
21 декабря внесены изменения в уголовный кодекс, предусматривающие лишение свободы до 12 лет за призывы к санкциям.
Вот эти огромные «сталинские» сроки заключения к концу года становятся повседневной практикой. На недавнем процессе в Гомеле обвиняемые (Сергей Тихановский, Николай Статкевич, Игорь Лосик и др.) получили от 14 до 18 лет лишения свободы. На прошлой неделе пяти анархистам присудили от 18 до 20 лет колонии. На процессе над россиянином Егором Дудниковым прокурор запросил 11 лет лишения свободы.
Лукашенко заявил о задержании 7 человек, которые «пытались совершить теракты».
«Радыё Свабода» признано экстремистским формированием, его сотрудники оказались под уголовным преследованием.
По всей стране на госпредприятиях и учреждениях продолжаются массовые увольнения нелояльных граждан.
Похоже, власти страшатся собственной тени. Так проявляется затянувшийся посттравматический синдром от прошлогодних массовых протестов.
Ротация российских послов на белорусском направлении впечатляет. С 2018 года Борис Грызлов станет пятым главой дипломатической миссии России в Беларуси.
Такая текучесть кадров является отражением изменчивости, зигзагообразности политики России в отношении Беларуси. Она довольно заметно менялась.
В 2018 году Кремль сильно хотел реального объединения Беларуси с Россией, чтобы решить проблему продления срока пребывания Путина на посту президента Российской Федерации. Поэтому для осуществления политики «принуждения к интеграции» был задействован «дипломатический спецназ» в лице посла Михаила Бабича. Когда эта проблема исчезла, на этой позиции появились другие, более умеренные люди (Дмитрий Мезенцев, Евгений Лукьянов).
Что означает появление в должности посла России в Беларуси такого политического тяжеловеса, как Борис Грызлов? Ведь до сих пор в этой роли не было людей с таким значительным бэкграундом, как он. Борис Грызлов был министром внутренних дел, спикером Госдумы РФ. И самое главное – это человек, близкий к Владимиру Путину.
Есть версия, что человека просто сослали на почетную пенсию. Как это было с одним из его предшественников Александром Суриковым. (Напомню, Борису Грызлову 71 год). Но вряд ли это так. Слишком важна Беларусь для России сегодня, чтобы так легковесно относиться к роли посла Российской Федерации в Минске.
После августа 2020 года белорусско-российские отношения существенно изменились. Беларусь стала единственным союзником России в ее нарастающем конфликте с Западом. Назначение политического тяжеловеса Бориса Грызлова новым российским послом в Минске означает возрастание удельного веса Беларуси во внешней политике России.
С другой стороны, зависимость Беларуси от России резко возросла. Возникла необходимость вывести уровень дипломатического представительства РФ в соответствие с новым, более зависимым статусом союзника, с политическим весом России в союзе с Беларусью. Чтобы хвост больше не крутил собакой.
В советское время послы СССР в социалистических странах или «странах социалистической ориентации» действовали как параллельное правительство, второй центр власти. Думаю, Москва хотела бы сконструировать такую ситуацию в отношениях с Беларусью.
Такую задачу должен был выполнить в 2018-2019 годах тогдашний посол России Михаил Бабич. Но его проблема заключалась в том, что он стремился сыграть эту роль публично. Что вызвало скандал.
Теперь Борис Грызлов постарается решить такую задачу более тонкими методами. Можно предположить, что на политика столь тяжелой весовой категории возложена задача «осоюзивания» Беларуси и «укрощения строптивого», т. е. Лукашенко.
Таким образом, Борис Грызлов становится иллюстрацией новой реальности в белорусско-российских отношениях.
24.12.2021
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…