Конституционный самообман, или как Минск реализует все ожидания Кремля
27 декабря опубликован проект Конституции, которую предлагается вынести на республиканский референдум в феврале 2022 года.
СНплюс собрал мнения беларусских экспертов о сути опубликованного документа.
«Как все было, так и остается»
– Никаких существенных изменений в способе осуществления власти данный неконституционный проект не предлагает. Как все находилось в руках одного человека, так и остается: проект не предусматривает сужения, ограничения полномочий, даже не предусматривает ухода нынешнего руководителя государства со своего поста, – говорит доктор политических наук Павел Усов.
Президентские полномочия ограничены двумя сроками, однако это положение вступает в силу только после проведения новых выборов. Таким образом оно фактически открывает путь к правлению первого и последнего президента страны на следующие два срока – до 2035 года.
Конечно, вводятся новые политические институты, которым передаются некоторые функциональные полномочия. Создается иллюзия, что создаваемое Всебеларусское народное собрание является чуть ли не высшим представителем народа, хотя оно формируется из действующих представителей вертикали и государственных органов.
Но при этом роль и полномочия президиума ВНС не определены, хотя именно последний является исполнительным органом собрания и по статусу, как минимум, должен быть выше правительства. Возникает конфликт компетенций и столкновение полномочий.
Я предполагал, что этот проект предусмотрит механизм, при котором нынешний правитель уже не будет избираться президентом (слишком утомительное занятие для него). Однако этот механизм не ввели, то есть теперь придётся готовиться ещё и к выборам 2025 года, что означает дальнейшие зачистки и репрессии.
Суть поправок – перестановки, реструктуризация государственных институтов, но никаких задач по реальному переустройству беларусского государства даже не ставится. Закрепляется условно новый уклад политического правления, который сформировался в течение 2020 года.
– Новая Конституция должна была стать одним из звеньев трансформации власти, которая нужна для преодоления политического кризиса. И где здесь перемены?
– На таких ожиданиях базировались иллюзии значительной части социума, но они ничем не подкреплялись. Общество надеялось, что проект Конституции станет первым шагом политической трансформации. Но лично я не питал никаких иллюзий – для изменений хватило бы банального ухода первого лица, для этого не было нужды проводить тотальную зачистку и репрессии. В общем, ожидания, что Конституция станет первым этапом изменений к лучшему, являлись самообманом.
Эта инициатива являлась лишь дополнительным инструментом манипуляций, отвлечения общества от более активного противостояния.
Часть общества надеялась, что Москва желала ухода Лукашенко, Кремль якобы призывал организовать диалог внутри Беларуси. Можно считать, что проект Конституции и есть дань ожиданиям Москвы.
– То есть, публикация проекта Конституции за два дня до встречи в верхах ни о чем не говорит?
– Возможно, публикация и есть факт исполнения договоренностей между двумя лидерами.
Действительно ли Россия ожидала ухода нашего, действительно ли хотела запустить процесс диалога для стабилизации внутриполитической ситуации? Не представляю, как Москва, которая проводит зачистки внутри российского общества, угрожает войной Украине, могла настаивать на уходе человека, который обеспечивает перманентный кризис с «коллективным Западом». Зачистка беларусского общества, агрессивная внешняя политика, вычеркивание из новой Конституции стремления Беларуси к нейтралитету – это тоже соответствует ожиданиям Москвы. Так что реализуются все ожидания Кремля. Зачем тогда настаивать на чьем-то уходе?
«Народ Беларуси остается в проигрыше»
— Конституция чисто техническая, главная цель которой достигнута – людей отвлекли от протестов. А столько тянули с публикацией проекта Конституции, потому что сами не знали, как все поменять, ничего не меняя, – говорит председатель Беларусской социал-демократической Грамады Сергей Черечень. – Президент остается на своем посту, ему может объявить импичмент Всебеларусское народное собрание – тот самый орган, который же он сам и формирует. Раньше Шпаковский, который входил в конституционную комиссию, говорил, что партийные лидеры будут введены в состав Всебеларусского народного собрания, – из проекта убрали даже этот маленький нюанс.
Конечно, Россия назначила Бориса Грызлова новым послом в Минск – значит, следует ожидать ужесточения российской политики. Но нам от этого не легче, что Беларусь уйдет под Россию: мы проигрываем с обеих сторон.