Павлюк Быковский: Власти рассчитывают на молчание населения
Разделение в обществе возможно не по принципу «объединиться вокруг Лукашенко для преодоления угрозы». Водораздел может произойти по линии поддержка-неподдержка действующей власти.
Так считает политический обозревать Павлюк Быковский, который согласился проанализировать странности вокруг конституционного референдума.
Проект Конституции не предназначен для массовой аудитории
– Дата референдума уже назначена, а окончательного проекта изменений в Конституцию нет…
– В указе есть текст выносимых изменений и дополнений в Конституцию Беларуси, который выносится на референдум, однако оформлен он как законопроект.
В прошлом декабре проект изменений напечатали так: на текст действующей Конституции накладывались правки, выделенные другим цветом. Неспециалисту понять суть изменений сложно, но можно.
Сейчас все оформлено как законопроект: статью такую-то исключить, из статьи такой-то убрать слова такие-то, вписать такие-то, часть такую-то статьи такой-то дать в следующей редакции… Надо иметь под рукой иметь действующей Конституции, чтобы понимать, о чем идет речь.
Текст не рассчитан на массовую аудиторию однозначно. Видно, что авторы и не ставили перед собой такую цель – донести суть изменений до общества.
Посмотрите, как происходило обсуждение поправок – без знакомства с сутью, без представления разных вариантов. Доходило даже до логических ошибок, присутствовавших в отчетах госСМИ с «диалоговых площадок»: для сохранения стабильности нужно изменить… Для сохранения стабильности как раз ничего менять и не нужно.
Властям требовалось продемонстрировать наличие обсуждения, как сейчас необходимо сообщить о принятии новой Конституции.
Текст ее не предполагает автоматического изменения политической системы. О транзите власти речи не идет. Создается новый представительный орган – Всебеларусское народное собрание, наделенное правом отменять решения всех других ветвей власти, за исключением судебной.
Но закон о ВНС должен быть разработан только в течение года после вступления в силу новой Конституции: если ее примут в нынешнем феврале, то его должны разработать до февраля 2023-го. Но уже в 2024-м предстоят выборы в Палату представителей и местные советы, а в 2025-м – очередные президентские выборы.
Похоже, авторы поправок в Конституцию автоматически заложили временной люфт для обещанного перераспределения полномочий. Только после появления закона о ВНС можно организовать его выборы, да и сам процесс займет определенное время. И только после появления Собрания можно говорить о перераспределении полномочий.
Но сохранится ли к тому времени такая политическая конъюнктура?
Конституционный референдум превращается в референдум о доверии
– Не смущает сама формулировка вопроса, выносимого на референдум: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?»
– Таким образом подобный документ приниматься не должен. Кто-то хотел бы проголосовать за одно изменение, но категорически против другого. Проект предусматривает введение государственной идеологии, которая объявлена обязательной, но что это такое – неизвестно. За несколько лет формального существования в идеологическом пространстве страны так и не сформулирована в каком-то одном тексте (вузовские учебники противоречат друг другу и представляют собой эклектические смеси элементов разных политических воззрениий).
Граждан обязуют становится патриотом, но никто не знает, что это такое.
И таких норм достаточно много. Это некорректное действие, хотя подобные прецеденты в мире и происходили.
Если на референдум выносится только один вопрос, который предполагает однозначный ответ – либо «за», либо «против», – это дает возможность превратить конституционный референдум в референдум о доверии действующему руководителю страны.
Суть в том, чтобы выиграть время
– Похоже, референдум проводится ради одного – выиграть время: «Референдум пройдет, народ Конституцию поддержит (если поддержит). Ровно по этой Конституции в течение, я думаю, двух лет мы все отстроим», – заявил лидер государства 21 января в Лунинце.
– Да, поскольку нет автоматического перехода власти от президента к Всебеларусскому народному собранию (этот процесс отложен во времени). Если действующий глава республики обещал изменить Конституцию, то он свое обещание выполняет – Основной Закон с дополнениями и изменениями выносится на голосование. Перераспределение властных полномочий тоже прописано в Конституции, как и было обещано на самом высоком уровне, но оно не имеет временных ограничений. Обещал? Обещал. Но не говорил – когда именно произойдет перераспределение полномочий.
«Статья 145. До формирования Всебелорусского народного собрания избрание (назначение), освобождение от должности Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, а также иные передаваемые Всебелорусскому народному собранию полномочия осуществляются в порядке, действовавшем до вступления в силу изменений и дополнений Конституции».
– Сейчас вовсю идут разговоры о большой региональной войне (Беларусь может выступать или как союзник России, или как территория, через которую проходят российские войска), а посылать Вооруженные силы за пределы государства по новой Конституции может только ВНС. А поскольку его нет, то Вооруженные силы в принципе могут быть отправлены за границу на войну?
– Возможны разные сценарии действий, но все они тактические, стратегии у официального Минска нет.
Главный выгрыш от референдума – время. Как шаг в сторону перераспределения властных полномочий и сделан, но Беларусь по сути остается сильной президентской республикой. И появляется дополнительный орган власти, который становится над всеми ветвями власти.
– Общество может разделиться по принципу поддержка-неподдержка власти?
-Подготовка к референдуму будет проходить на фоне беларусско-российских военных учений «Союзная решимость-2022». Бряцание оружием, заявления об угрозе войны должны убедить избирателей сделать правильный выбор…
Но я не уверен, что именно так все и сработает в общественном сознании. В 2015 году многие беларусы, глядя на события в Украине, боялись хаоса, боялись угрозы насилия. Но Беларусь в 2020 году пережила собственные хаос и насилие.
Разделение в обществе возможно по другим принципам. Нет, речь не о том, чтобы сплотиться вокруг Лукашенко для преодоления угрозы.
Разделение возможно по принципу поддержки или не поддержки этой власти. Сторонники Лукашенко мало способны к самостоятельной мобилизации, а зачистка общественного поля свела их активность к нулю.
Власти рассчитывают, что население промолчит во время референдума, не придет на избирательные участки голосовать, теоретически не будет участвовать в потенциальных акциях протеста. Ведь все происходящее в Беларуси могло бы стать основой для них, но в условиях массовых репрессий реализовать подобный сценарий практически невозможно.
Власти рассчитывают на молчание населения.