О чем будет предстоящее послание президента
Лукашенко предстоит объяснить элитам свой вариант “транзита власти” и рассказать, что будет дальше.
28 января руководитель государства обратится с посланием к беларусскому народу и Национальному собранию.
Ранее о послании объявлялось заранее, озвучивались тезисы, а само оно обычно делалось в апреле-мае.
Правда, в прошлом году послания вообще не было, а в нынешнем готовится в обстановке секретности. Почему?
Спросили у бывших кандидатов в президенты Андрея Дмитриева и Владимира Гончарика.
Андрей Дмитриев: Услышим объяснение с элитами
– Это послание адресовано скорее парламенту, а не народу. Поэтому и разговор будет не с гражданами, а с депутатами в первую очередь. Провал казахстанского сценария показал, что нельзя оставлять пост президента, если не хочется, как Назарбаеву, записывать видео с признанием, что он обычный пенсионер. Я думаю, задача в объяснении элите: а как будет дальше? Ведь до этого многие были уверены, что в 2025 году президент уходит во Всебеларусское народное собрание, а за ним и другие. Но появились сомнения. Так что вопрос все равно молчаливо висит в воздухе: если не уходит, то зачем проводить референдум?
Думаю, у общества главное желание одно: узнать, когда это все закончится и мы станем жить нормальной цивилизованной жизнью? А не по законам революционного времени, когда прав тот, у кого сила.
Владимир Гончарик: Секретность стала нормой государства
– Секретность стала правилом: засекречивают отдельные экономические показатели, засекречивают смертность, сейчас мы ничего не слышим о ситуации с мигрантами на границе. Государственная политика такова: дозировать информацию по неудобным вопросам и, напротив, создавать информационные завалы по удобным для себя направлениям. Сейчас мы завалены информацией о референдуме, слишком много шума по поводу героического прошлого. С точки зрения действующей гсоударственной политики, такой подход вполне оправдан.
– Но ведь послание обращено именно к народу?
– Естественно. Референдум ведь тоже “для народа”.
– О чем может идти речь в послании?
– Следовало бы говорить о реальных причинах нынешней ситуации в стране и о путях выхода из тупика. Но, думаю, этого не произойдет: официальные “причины” уже названы – внутренние и внешние враги.
Раз мы уже затронули эту тему, меня задевают два момента.
Первый: бахвальство насчет войны. Государственная пропаганда усиленно раскручивает тему: мол, мы вам покажем!
Но война – это трагедия, это горе, это слезы, это голод… Война им покажет…
И об этом талдычат не представители послевоенного поколения, а – 1970-80-х годов. Боязно за тех людей, которые еще живы и знают, что такое терять близких. Что такое холод, что такое выкапывать мерзлую картошку и радоваться: хоть что-то нашлось…
Второй момент: внешние враги.
Скажу так: врагов найти легко, а вот друзей куда сложнее…
– Может, все дело именно в референдуме, в его сути, в планах передачи власти, которые меняются на ходу и не имеют логического завершения?
– Во-первых, сам проект Конституции непонятен: идут постоянные отсылки к законам, которых еще нет, ограничиваются права граждан.
О новой системе управления государством говорить очень сложно. Всебеларусское народное собрание только усложняет управлением государством.
Много рассуждений насчет идеологии, хотя вся она должна сводиться к одному пункту: как реализовать статью 1 Конституции “Беларусь демократическое правовое социальное государство”. Новый же проект подменяет собой весь смысл Конституции: власть осуществляет один человек.
Беларусские власти наступают на пятки мировой истории, ведь она уже проходила про “государство – это я”. Разве не хватает власти?
Проблема в том, что говорим одно, а делаем другое. Референдум и Конституция – простое продление полномочий, продление пребывания у власти.
Прозвучат опять же объяснения: мы не виноваты в такой сложной ситуации – нас заставляют! Возможно, будут сделаны выводы из ситуации в Казахстане.
И, естественно, придется отвечать, почему беларусско-российские военные учения совпадают с референдумом. Лукашенко вынужден даже ссылаться на Позняка – это не случайно, надо объяснить, почему во время референдума проводятся настолько масштабные учения.
Хотя все очевидно: на всякий случай.
– Власть до сих пор не уверена, что держит ситуацию под контролем?
– В обществе не все благополучно: протестные настроения, хотя и не выплескиваются на улицу, существуют. Не думаю, что вся информация, которая кладется на стол главы государства, приукрашивается. Другое дело – какие выводы из нее делаются.