Факты нестабильности, наблюдаемые все чаще на постсоветском пространстве, — это проблема модерна, а не архаики
Во время рабочей поездки по Брестской области белорусам в очередной раз напомнили о роли справедливости в поддержании стабильности в современном мире: «Если люди видят, прожив десятки лет в новой реальности после распада Советского Союза, что этой справедливости нет вообще… Все становится хуже и хуже. Одни богатеют, другие нищают».
Тема справедливости во время общения с журналистами всплыла неслучайно. События в Казахстане еще свежи в памяти. За три десятилетия своего правления первый президент государства казахов в вопросах справедливости добился выдающихся результатов. Чтобы не породить очередной фейк в столь деликатном вопросе, сошлюсь на второго президента. Согласно информации, которую он озвучил 21 января, «всего 162 человека владеют половиной состояния страны».
Вы бы так смогли? То-то же. А Елбасы смог. На то он и Елбасы, отец-основатель первого государства казахов! Я бы не только столицу назвал его именем, но и к названиям всех населенных пунктов страны добавил слово из трех букв, но не то, что вы подумали, а «НУР» (араб. — свет).
Однако личный вклад отца-основателя в формирование казахского варианта справедливости проходит по разряду субъективных факторов. Без опоры на фактор объективный, будь первый президент хоть трижды Елбасы, он не смог бы ворваться в мировую элиту распределителей национальных богатств по справедливости.
Человечество выработало два способа создания национальных богатств: за счет труда и за счет ренты. В первом случает эффективность власти определяется ее способностью создавать благоприятные условия для экономически активного населения страны. Если таковые условия созданы, то из миллионов индивидуальных усилий и формируется общенациональный «пирог».
Во втором случае требуется минимум работников. Любое превышение этого минимума означает дополнительный рот, а не дополнительную пару рабочих рук. Вот почему для попадания в список стран-лидеров по производству ВВП на душу населения требуется не только добывать много нефти (газа, руды и т.п.), но иметь небольшое количество подданных, претендующих на часть национального богатства.
Организовать добычу полезных ископаемых способен любой африканский сержант. Оксфорды и Кембриджи заканчивать не обязательно. Достаточно пригласить транснациональные компании и договориться с ними о распределении ренты.
Но дьявол, как всегда, прячется в деталях. Куда же без него? Прежде чем приступить к присвоению «своей» части ренты, сержанту необходимо доказать «свои» права на нее. В любой африканской стране, располагающей природными богатствами, имеется переизбыток сержантов, наделенных даром делить по справедливости. И потому в африканских странах, Богом при раздаче полезных ископаемых не обиженных, гражданские войны являются скорее правилом, чем исключением.
В Казахстане монопольное право на сержантские лычки на протяжении 30 лет оберегал от конкурентов первый президент Казахстана. Но сколько веревочке ни виться, а конец будет. Такова правда жизни.
Грозит ли смена караула типу справедливости, сложившемуся в Казахстане? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но жизненный опыт подсказывает, что у пессимистов будет больше шансов приблизиться к истине, чем у их оптимистичных оппонентов.
Статистика демонстрирует, к каким печальным последствиям в экономике и социально-политической сфере приводит затянувшееся правление лидера даже после падения режима. Два-три десятилетия — срок достаточный для возникновения колеи, вырваться из которой непросто ни обществу, ни элите.
Цитата из первого абзаца настоящего опуса фактически перечеркивает «тысячи тон словесной руды», извлеченной ранее из пропагандистских карьеров и шахт для объяснения массовых протестов в Казахстане. Она стоит того, чтобы ее повторить: «Если люди видят, прожив десятки лет в новой реальности после распада Советского Союза, что этой справедливости нет вообще… Все становится хуже и хуже. Одни богатеют, другие нищают».
Но если справедливости «нет вообще», то на какую стабильность мог рассчитывать казахский сержант, активно набивавший собственные карманы и карманы своей многочисленной родни доходами от экспорта нефти и прочих природных ресурсов?
Если справедливости «нет вообще», то каким образом западным кукловодам мог пригодиться белорусский опыт при формировании в Казахстане бандформирований? Ребята, вы определитесь. Ситуация напоминает известный анекдот, в котором персонажу предложили или крестик снять, или трусы надеть.
Факты мародерства в Алматы никто не отрицает. Но каковы причины? Историю о 20 тыс. вооруженных боевиках, непонятно откуда взявшихся и столь же непонятным образом растворившихся, лишь только ОДКБ заявило о своей поддержке второго президента, обсуждать несерьезно.
К счастью, еще не все умные люди, способные мыслить самостоятельно, кормятся из государственных бюджетов учредителей Союзного государства.
Слово доктору философских наук, россиянину Игорю Чубайсу: «Весной 53-го, сразу после смерти Сталина, Берия объявил амнистию. На свободу были выпущены тысячи уголовников, которые устроили массовые разборки на улицах больших городов. Цель Берии была проста — ссылаясь на жуткий бандитизм, потребовать увеличить бюджет МВД и усилить давление на общество. Похожая ситуация была и в Киеве, где в феврале 2014 года на улицах города появились т.н. титушки. Согласно ряду сообщений, в Казахстане в дни протестов на свободу были выпущены заключенные из тюрем, а верховодил погромами известный у казахов вор в законе».
Проблема транзита власти в Казахстане, как справедливо заметила российский политолог Екатерина Шульман, это проблема модерна, а не архаики. В наши дни единицам демонстративно увлекаться престижным потреблением на глазах миллионов небезопасно.
В Минске, в отличие от Нур-Султана, это понимают. Вот почему у массового протеста в Беларуси в 2020 г. не было экономической составляющей, а в Казахстане все началось с повышения цены на автомобильное топливо (газ).
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…