Из-за нестабильной политической и экономической ситуации, репрессий против сотрудников ІТ-компаний, увеличения налоговой нагрузки все больше представителей отросли прибегают к крайней мере – релокации сотрудников из Беларуси.
До недавнего времени сфера высоких технологий считалась самым перспективным сектором страны, обеспечивая ежегодный прирост более 10% – тогда как остальная экономики в целом плюсовала не более чем 1-2%.
Однако радужная картина рискует сильно омрачиться. Согласно исследованию стартап-хаба Imaguru, только за 2020 год более 20 тысяч специалистов уехали из Беларуси (не исключено, что прошлогодняя статистика окажется не менее внушительной).
Таким образом, ІТ-предприниматели сейчас не думают о бизнесе внутри, а проявляют интерес к инструментам, которые позволяют развивать его за границей. По сути, выбирают стратегию выжидания, отказываясь от новых инвестиций и проектов.
Вадим Игнатовский (фамилия изменена по просьбе мужчины) – один из соучредителей успешного стартапа. Как и многие его коллеги, поддержал протесты 2020 года, во время одной из акций был задержан, отбывал административный арест в изоляторе Жодина. Инициировал сбор помощи пострадавшим от действий силовиков, импровизировал с дворовыми активностями.
Однако вскоре попал в поле зрения правоохранителей и вместе с некоторыми «засветившимися» сотрудниками покинул Беларусь. Сразу отсиделся в Грузии, потом была Украина, сейчас живет и работает в Литве, куда подтянулась семья. Как говорит собеседник, в аналогичном положении тысячи айтишников, которые вряд ли вернутся на родину при нынешнем политическом режиме.
– Многие сотрудники, уехавшие за рубеж, как им казалось, на короткое время, сейчас начинают активно легализовываться – перспективы возвращения все более призрачные.
По национальной визе можно быть на территории Литвы или Польши 1 год, но потом необходимо делать перерыв на полгода. Опять сниматься с места? Не вариант.
Что это значит? В 2021-м многие брали чемодан и уезжали, при этом работая удаленно на белорусскую компанию. Да, они выводили свой заработок за границу, но налоги платили дома. Но поскольку просвета не видно, надо или возвращаться, или получать вид на жительство. Для айтишников при трудоустройстве за рубежом еще возможно оформить Blue Card, что многие и сделали. Теперь налоги с зарплат будут тоже оседать в другой стране.
Руководство Беларуси старается не обращать внимание на кадровый отток, однако потери для отрасли уже в ближайшее время рискуют упереться в точку невозврата. По словам Вадима Игнатовского, как только специалист приобретает определенный опыт и начинает получать зарплату, которая позволяет ему претендовать на «голубую карту» (Blue Card), он сразу ищет варианты релокейта.
– По поводу айти – вопрос не самый сложный, другое дело, что в Беларуси ситуацию стараются с улыбочкой спустить на тормозах. Но это лишь пропагандистская бравада, потому что на деле отток приобретает системный характер – особенно после череды беспочвенных задержаний видных топ-менеджеров.
Государство на этот процесс не в силах повлиять, потому что не чиновники, а основатели стартапов решают, в какой момент угрозы бизнесу и персоналу не оставляют другого варианта, как релоцироваться. Тогда открывают компании за рубежом и переносят туда все договорные отношения. Это делается, чтобы снизить риски в Беларуси из-за репрессий или разрыва отношений на фонесанкций. Процесс переноса еще идет, но масштабы релокейта уже впечатляют.
Текущую ситуацию белорусский айтишник иллюстрирует цифрами – и хотя в каждом конкретном случае они разные, пропорции близкие. Если в лучшие времена компания штатом в полсотни человек каждый месяц привлекала заказов на сумму от 300 тысяч до полумиллиона долларов, то при переводе офиса за границу цифра автоматически падает до 100 тысяч и меньше.
– Какой смысл заводить валюту, если нет гарантии ее сохранности? – задается он риторическим вопросом. – Если что-то пойдет не так, с безопасного расстояния проще придумать, как расплатиться с людьми, перевести их на удаленку и т.д. Главное, что за границей деньги не заблокированы, ими можно пользоваться.
Естественно, для самой Беларуси это минус: падает приток средств, снижается налог на прибыль, недополучает Фонд социальной защиты и дальше по списку. Превентивный отъезд менеджеров топ-уровня лишний раз свидетельствует, что нынешнюю Беларусь все меньше воспринимают не только местом для инвестиций, но и для жизни в целом. Когда без дай причины врываются в офисы, вяжут сотрудников, заводят дела, у всякого терпения наступает предел.
Люди физически не могут долго находится в состоянии перманентного стресса, поэтому сидеть на «пакете с сухарями» не будут, уверен Вадим Игнатовский. Однако поменять прописку не так просто – по крайней мере, не все программисты в одинаковом положении.
– Любой айтишник быстро просекает, что имея деньги в Литве или Польше, он получит сервис в разы качественнее, чем в Беларуси, где все меньше спецов, оборудования да и желания что-то делать.
Но массово релоцировать команды могут себе позволить продуктовые компании, аутсорс – нет, только ключевых сотрудников. На место уехавших надо кого-то нанять, ведь контракты остались, и они долгосрочные. Поэтому сейчас конкуренция на рынке труда в поисках «вайтишников» («войти в айти» – люди, не имеющие профильного образования, только специальные курсы). Это приводит к снижению общего уровня. Поскольку в минских офисах много неопытных людей, а те, кто им может помочь – зарубежом, лишь удаленный менторинг – в долгосрочной перспективе это приведет к проблемам с заказчиками.
Как утверждает специалист, во время собеседований по трудоустройству две их пяти категорий – миддл и выше – неизменно спрашивают относительно возможности и условий релокейта. Таким образом, общее настроение – любить родину на расстоянии.
– Я думаю, в целом айтишка кое-как приспособится, но качество сервиса в краткосрочной перспективе заметно просядет, – считает Вадим Игнатовский. – Естественно, упадут и доходы – точнее, они постоянно будут снижаться, потому что запас толковых людей из того же госсектора заканчивается, а студентов еще нужно какое-то время «обкатывать» до нужной кондиции. Бодрые правительственные реляции про миллиарды от деятельности Парка высоких технологий – это всего лишь отголоски прошлого, когда докатывали по инерции прошлые заказы. При подобных системных нестыковках высокотехнологичные сектора экономики всегда дают сбой. А когда отдельно взятая сфера еще становится объектом особого внимания со стороны разномастных контролеров и силовиков, пиши пропало.
При нынешнем развитии событий нервная обстановка белорусскому IТ-сектору гарантирована, делает неутешительный прогноз сооснователь минского стартапа и вынужденный «айти-мигрант» Вадим Игнатовский.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…