Время выбрало нас, а мы выбрали «Варшавянку»
«Вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут. В бой роковой мы вступили с врагами, нас еще судьбы безвестные ждут» (Вацлав Свенцицкий в переводе Глеба Кржижановского).
Книгу «Быть собой. Новая наука о сознании» Bloomberg, Businessweek и The Economist, The Guardian и Financial Times назвали лучшим научным произведением прошлого года. Автор книги — британский исследователь сознания, профессор когнитивных и вычислительных нейронаук в Университете Сассекса Анил Сет.
По мнению автора, суть восприятия — «контролируемая галлюцинация». В переводе на бытовой язык эта заумь означает, что все мы (и академики и плотники) воспринимаем не сигналы сами по себе, а только их интерпретации.
В качестве примера процитирую человека до звания академика пусть еще и не дослужившегося, но надежно обособленного от любой рабочей профессии степенью кандидата философских наук и должностью заведующего отделом социологии государственного управления Института социологии НАН: «Весь коллективный Запад выступает против Союзного государства, которое стало ментальной угрозой для них. И Беларусь с новым проектом Конституции стала костью в горле для коллективного Запада. Они начали понимать, что мы не сломаемся, а пойдем своим путем».
«Я другой такой страны не знаю…»
Союзное государство как ментальная угроза коллективному Западу! Не уверен, что данная галлюцинация проходит по разряду контролируемых. Имел бы британский исследователь возможность ознакомиться с заявлением своего остепененного белорусского коллеги, наверняка внес бы коррективы в свои представления о сознании.
Но с другой стороны, не погорячился ли автор настоящего опуса? На календаре Год исторической памяти. Вспомним, как 73 года главную угрозу для капиталистов представляли не советские танки и ракеты, а советская идеология. Танкам и ракетам капиталистам было что противопоставить. В конце-то концов и первый танк, и первая баллистическая ракета были изготовлена на загнивающем Западе. Но что капиталисты могли противопоставить «Моральному кодексу строителя коммунизма»? Наивный вопрос.
Ни одна из его 12 заповедей до сих пор не устарела. Рекомендую погуглить и перечитать. Ограничусь 11-ой: «Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов».
Идеология для государства, если кто запамятовал и давненько не перечитывал «Доклад на семинаре руководящих работников по идеологической работе» (27.03.2003), — то же самое, что иммунная система для живого организма.
Но есть нюанс. До широкой публики за 18 лет его так и не довели, но для избранных, имеющих возможность почитывать «Информационный бюллетень Администрации», проблем тут нет: «Идеологическая работа обеспечивает не только интересы общества и народа, но во многом и власти. Если хотите, удержание власти (выделено — С.Н.). Наверно, один раз уже потеряв власть, — речь идет о вас, у меня власти не было, а у некоторых из вас была, — вы понимаете, что это такое… Поэтому надо не только удерживать власть. И не только удерживать, но и защищать. И лучше всего это делать идеологическими средствами» (ИБ АП РБ № 4 (83) 2003. С 49).
В Послании-2022 без упоминания идеологии, как инструмента удержания власти, естественно, не обошлось. Приведу ключевую цитату: «Если бы мы, как некоторые постсоветские государства, поддались лихорадке сменяемости власти (выделено — С.Н.), допустили шараханья в политике и идеологии, то неуправляемое пикирование было бы уже не остановить».
Подобное признание дорогого стоит. Несменяемость власти — главный фактор поддержания стабильности. Почему? Потому что стабильность — и есть несменяемость власти. Вы скажите, что это тавтология. Спорить не стану. Но такова главная национальная особенность Белорусской модели.
Перечислять ее особенности можно долго. Но не стану утомлять читателей, тем не менее не откажу себе в удовольствии, чтобы вновь не обратиться к Посланию-2022: «Проблемы, с которыми мы столкнулись, имеют ярко выраженное внешнее происхождение».
Ну как тут не воскликнуть вместе с поэтом-песенником Василием Лебедевым-Кумачом: «Я другой такой страны не знаю…», где бы отсутствовали внутренние проблемы.
Общество нейтрализации угроз
Вернемся к 11-й заповеди «Морального кодекса строителя коммунизма»: «Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов».
Рекомендую перечитать ее несколько раз. Для тех, кто не уловил суть, поясню: без нетерпимости к врагам коммунизма не построить. А как отличить врага от того, кто врагом не является? Тут все просто. Вновь прибегну к помощи поэта-песенника: «Кто не с нами — тот и трус, и враг!» (1937). Это строка из песни к кинофильму «Остров сокровищ». Фильм для детей и юношества. Все логично. Искусством разделять людей на своих и врагов овладевать следует с детства.
А теперь немного теории, позаимствованной у российского социолога Симона Кордонского: «Есть общество риска — западное общество. Они рискуют на глобальном рынке и получают как результат капитал. А у нас общество основано на нейтрализации угроз, в ходе нейтрализации которых сохраняется целостность государства, то есть основное, как считает президент, для чего оно и существует. Есть целый государственный и общественный институт экспертов, которые изобретают угрозы, убеждают общество в их реальности и выбивают деньги на их нейтрализацию».
Выше уже говорилось о несменяемости власти, как о базовом факторе поддержания стабильности белорусского разлива. В обществе, основанном на устранении угроз, наличие врагов внешних и внутренних (последние — всего лишь производная от врагов внешних) является оправданием несменяемости. Коней же на переправе не меняют! Замешкаешься — сомнут!
Послание-2022 и стало напоминанием о том, что вихри враждебные продолжают веять над нами. А трусов и врагов полно, поэтому расслабляться рано. Наш ответ — мобилизация общества на реализацию важнейших решений; мобилизация 300 тысяч человек в войска территориальной обороны; мобилизация в ответ на санкции; мобилизация согласованной работы и предприятий на производство кислорода, если его вдруг окажется недостаточно.