Почему коммунисты предлагают не голосовать за новую Конституцию
«Справедливый мир» критикует нынешний вариант Конституции со сверхмощными президентскими полномочиями, но предложенный проект Основного закона еще хуже.
30 января Беларусская партии левых «Справедливый мир» приняла политическое решение – призвать избирателей не голосовать за принятие изменений и дополнений в Конституцию, которые выносятся на республиканский референдум. Еще ранее, 15 января, коммунисты отправили свой вариант поправок в государственные институты.
В принятом решении по вопросу «О республиканском референдуме» Центральный Комитет Беларусской партии левых «Справедливый мир» отмечается, что предлагаемые поправки в Конституцию Республики Беларусь ликвидируют многие конституционные гарантии реализации важнейших социальных и политических прав граждан, а также создают лишний орган государственной власти – Всебеларусское народное собрание. Причем тот наделяется исключительными полномочиями, но при этом не избирается гражданами на всеобщих выборах.
В целом вынесенные на референдум изменения в Конституции не способствуют выходу страны из кризиса, развитию и демократизации политической системы Беларуси.
Почему коммунисты призывают избирателей не голосовать? Для чего тогда вообще нужен референдум?
Об этом побеседовали с заместителем председателя БПЛ «Справедливый мир» Валерием Ухналевым.
– Выносимые на референдум изменения и дополнения в Конституцию значительно ухудшают и права, и свободы граждан, одновременно расширяют права и полномочия номенклатуры всех уровней, уменьшаются возможности реализации этих прав, создаются новые госорганы со сверхполномочиями. Это никак не вяжется с заявленными декларациями.
В поправках есть некоторые нормы, которые поддерживает партия. Но все поправки, связанные с ущемлением прав и свобод граждан, с наделением неконтролируемой властью чиновников перевешивают все положительное.
– Как посоветуете поступать избирателям?
– Мы не призываем граждан не ходить на референдум – мы убеждаем не голосовать за предложенный проект Конституции. Пойдут на референдум или не пойдут, будут голосовать за оба варианта или, наоборот, поставят крестики в обеих графах, как предлагают наши партнеры, – пусть каждый решает сам. Мы же говорим: нельзя голосовать за предложенный вариант Конституции. На основе этого решения мы сейчас готовим обращение к беларусскому народу.
– Но Лукашенко ведь сам признался: останется прежняя Конституция или будет принята новая Конституция, в любом случае побеждает он.
– Все верно. Мы всегда критиковали и критикуем нынешнюю Конституцию со сверхмощными президентскими полномочиями. Но предложенный вариант никоим образом не улучшает ситуацию. С одной стороны, нам говорят якобы об уменьшении полномочий президента, а мы видим их увеличение: Лукашенко одновременно может являться и президентом, и председателем Всебеларусского народного собрания. Более того, ладно, что ВНС не избирается, так ведь и решения в основном будет принимать не собрание, а президиум ВНС, который сам себя изберет во главе с председателем Лукашенко. Все это – узурпация власти одним человеком, только через ВНС.
Действительно, нынешняя Конституция плохая, мы против нее, но предложенные изменения делают ситуацию еще хуже: ограничивают права и свободы граждан и увеличивают полномочия власти, а именно – президента.
– Не воспримет ли власть отклонение предложенного варианта Конституции как «кредит доверия»?
– Власть воспримет референдум как кредит доверия в любом случае – проголосуют за или против. По ходу кампании мы уже видим, что поставлена задача – принять новый проект Конституции. К сожалению, исход референдума не зависит от того, как проголосуют: мы видим, как формируются комиссии по проведению референдума, когда на их формирование отводится один день; как известно, ни одного представителя беларусской оппозиции не включили в состав территориальных комиссий. Завтра подаем списки на включение своих представителей в участковые комиссии, хотя я убежден, что снова всех забракуют.
Центризбирком принял положение о наблюдателях: скорее всего, представителей оппозиционных партий и общественных объединений не допустят к процедуре. Сказано ведь: первые пять человек (а больше пяти не допускается) будут аккредитованы от провластных структур, вне зависимости от того, когда мы подадим свои предложения.
Судя по всему, власти поставили задачу (ради этого они затеяли всю возню с референдумом и Всебеларусским народным собранием) принять новую Конституцию. К сожалению, с большой долей вероятности можно прогнозировать, что поставленная задача будет выполнена – независимо от явки и реального волеизъявления народа. Думаю, никто голоса считать не будет. Власти сделали определенные выводы из президентских выборов 2020 года, поэтому принято решение не допустить в комиссии ни одного человека, который имеет взгляды, отличные от позиции государственных чиновников.
Мы понимали и понимаем, чем закончится референдум, направляя свой проект поправок и в Центризбирком, и в другие госорганы. Сегодня обращаемся напрямую к избирателям, показываем им, что у них отнимают. Власти ведь не говорят о существуют проблемах, в их риторике – все хорошо, а все обсуждения в «диалоговых площадках», на котором диалогом и не пахнет, происходят так: приезжает тот же Гайдукевич и рассказывает, как все хорошо и прекрасно, а альтернативное мнение вообще нигде не звучит.
– Следовательно, власти не ставят перед собой задачу – разрешить политический кризис, возникший после президентской кампании 2020 года?
– Совершенно нет. Они считают, что уже победили (и действительно задавили любое альтернативное мнение), до сих пор продолжаются аресты, репрессии, с работы увольняют людей, которые имеют альтернативную точку зрения.
Они сейчас не задумываются об этом, они зациклились на том, чтобы провести изменения, которые, на их взгляд, позволят закрепить все новшества, «достигнутые» с августа 2020 года – «иногда не до законов».
Власти исходят из собственного понимания безопасности государства, а если ты выступаешь против – значит, ты враг народа, враг государства, которых, если следовать призывам официальной пропаганды, следует либо изгнать, либо посадить в тюрьму.