TOP

От стабильности до хаоса как от великого до смешного — один шаг

Казахский случай уникален, но не масштабами протеста, а приглашением главой государства внешней силы для решения внутренних полицейских проблем

Изображение: Depositphotos

Немного современной статистики, иллюстрирующей актуальность надписи на кольце царя Соломона «Все пройдет, пройдет и это»: в декабре 2021 на сайте самой солидной газеты страны было размещено 57 публикаций, содержащих слово «Казахстан», а в январе 2022 — 574. Рост на порядок! Сколько будет в феврале — предсказать сложно, но в том, что количество сократится в разы, сомневаться не приходиться.

Официальные оценки событий в Казахстане оглашалась многократно. С января по февраль они не изменились, что и подтверждает фрагмент из Послания-2022: «Ситуация в Казахстане показала, что не только славянское, но и центральноазиатское братство стало мишенью. Очевидно, что Запад в целях ослабления России продолжит тактику по расшатыванию постсоветского пространства».

Ох, уж этот Запад! Ты его в дверь — он в окно.

Шеф, все пропало!

К счастью, не одними официальными оценками живо информационное пространство. Слово российскому политологу Владимиру Пастухову: «Казахский сценарий сам по себе оказался достаточно прозрачным. Те оценки, которые мы давали в самом начале, они полностью подтвердились. Это действительно азиатский бунт с элементами дворцового переворота (выделено — С.Н.)».

Любой социальный процесс есть результат сочетания объективного и субъективного, случайного и закономерного. «Спусковым крючком» азиатского бунта в Казахстане, по признанию президента Касым-Жомарта Токаева, послужили не происки коварного Запада, а системная коррупция местного разлива.

Кого в наше время можно удивить коррупцией? В списке стран по индексу восприятия коррупции, ежегодно составляемом международной неправительственной организацией Transparency International, Казахстан занял в 2021 г. 102 место из 180. Такой результат следует признать терпимым на фоне постсоветских среднеазиатских соседей: Узбекистан на 140-м месте, Кыргызстан на 144-м, Таджикистан на 150-м, Туркменистан на 169-м (Россия на 136-м, Беларусь на 82-м).

Казахский случай уникален, но не масштабами протеста, а приглашением главой государства внешний силы для решения внутренних полицейских проблем. Прецедент на постсоветском пространстве создан. Об этом необходимо помнить всем разработчикам так называемых «победных оппозиционных стратегий».

Три десятилетия национальный лидер Нурсултан Назарбаев строил, строил и наконец построил на месте бывшей советской республики fail state (несостоявшееся государство). Доказательством несостоятельности и является факт приглашения внешних сил для решения внутренних проблем, с которыми не справились государственные институты Казахстана.

Как тут не вспомнить восклицания персонажа фильма «Брильянтовая рука» Лелика: «Шеф, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает». Клиент уехал, но это ничего не меняет. Клиент показал, что на сборы ему требуется пару часов. У клиента богатый опыт по наведению порядка на чужих территориях, что может подтвердить не только Лелик, но и канцлер Российской Империи Александр Безбородко (1747-1799), обессмертивший себя заявлением: «Ни одна пушка в Европе без позволения нашего выстрелить не смела!»

С тех пор много воды утекло. Европа для России скукожилась до Украины, Молдовы и Беларуси. Страны Балтии вступили в НАТО. Что в сухом остатке? Закавказские и среднеазиатские республики.

С постамента в грязь

70,4% граждан Казахстана исповедуют ислам, 24,7% — христианство (главным образом русские, проживающие на севере страны). В Беларуси принципиально иное распределение: 0,5% и 92%, соответственно.

Как невозможно что-либо понять в прошлом, настоящем и будущем Индии, игнорируя ее кастовую структуру, так и желающим «думать Казахстан» необходимо разбираться в отношениях между кланами и жузами (исторически сложившимися объединениями казахских родов).

Дворцовый переворот по-казахски — это в первую очередь разборки внутри старшего клана Шапырашты. К этому клану, согласно информации российского историка Андрея Зубова, «принадлежит старик Назарбаев и все его родственники, в том числе и влиятельные племянники: генерал Самат Абиш Сатыбалды — первый заместитель главы НКБ (Казахский КГБ) и долларовый миллиардер Кайрат Сатыбалды. Новый президент Казахстана с 2019 г. Касым-Жомарт Токаев — тоже выходец из Старшего жуза, но из другого племени жалайыр (род Кушик). В системе казахских кланов он «бедный» дальний родственник, нанятый богатыми».

Поисками параллелей и перпендикуляров между двумя бывшими советскими республиками можно заниматься бесконечно, какую область ни возьми: от географии до истории.

Казахстан — самое большое в мире государство, не имеющее выхода к морю. Беларусь по этому показателю лидирует в Европе. Казахстан — типичное петрогосударство (petro state), чья экономика основана на извлечении природной ренты. Но и Беларусь не лыком шита. Добывая 1,6 млн тонн собственной нефти, она экспортирует от 8 до 17 млн тонн нефтепродуктов в год.

В полном соответствии со структурой экономики в республиках сформировались авторитарные персоналистские режимы, озабоченные проблемой поддержания стабильности. И в это их главная параллель.

Слово российскому философу Игорю Чубайсу: «Авторитарная система — это всегда искусственное образование, которое может зашататься в любой момент. Изобретенные во властных кабинетах мифические пропагандистские абсолюты (вместо органичной общенациональной идеи) в критической ситуации ломаются моментально. Здесь утром все могут молиться на родного елбасу, а вечером — его памятник сбрасывают с постамента в грязь».

Политические системы, основанные на власти первого лица, процветали в традиционную эпоху повсеместно. Встроиться в «жидкую современность» удалось не всем. Но жить-то хочется. Отсюда нескончаемые попытки заскочить в последний вагон с помощью обращения к традиционным ценностям, главной из которых, как нам пояснили в Послании-2022, является «приоритет общественных интересов над личными».

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.