Два регистра: искусства, постижения сакрального и – потребления, рыночного “профита”
Попытка "популяризировать" нашу трагедию сейчас – это примитивная форма святотатства, которая неизбежно будет вызывать и праведный гнев, и гомерический хохот.
МИМЕСИС и media production – это два разных регистра, онтологически разных.
Один возник еще в Древней Греции, второй – в нашем глобализующемся мире.
Первый развивался из осознания невозможности постичь, воспроизвести, повторить сакральное. Чем острее было это осознание, тем сильнее было стремление «подражать» сакральному, следовать за ним, сохранять с ним связь, хотя бы опосредованно – через произведенное человеком. Это регистр искусства.
Второй развивался совсем из другого импульса – рыночного – и был заточен на максимизацию аудитории, потребления, «профита». Сериалы – порождение этой среды.
Названные два регистра, конечно, пересекаются.
Рынок жадно осваивает искусство и спекулирует на нем. Сфера медиапроизводства придумывает всё новые форматы, предоставляющие место художественному высказыванию. Ведь нет ничего более притягательного, чем «посягательство на святое».
Медиапроизводство держится на мимесисе, использует его, продвигает его и окончательно профанирует его в отупляющей череде подражаний подражаний подражаний… – до тех пор, пока «пипл хавает».
В этом коловращении время от времени возникает сопротивление профанации. Оно потому и возникает, что мимесис и production движимы разной страстью.
Наша трагедия, вне всякого сомнения, будет запечатлена в регистре мимесиса. Наше искусство отныне и намного лет вперед будет одержимо тем, чтобы сохранять и транслировать отношение к сакральному, которое нас всех связывает.
Придет, конечно, черед и рыночному медиа-употреблению усилий этого мимесиса.
Но
пытаться «популяризировать» нашу трагедию сейчас – это какая-та слишком вызывающая и одновременно примитивная форма святотатства, которая неизбежно будет вызывать и праведный гнев, и гомерический хохот.