Як бароняцца правы выбаршчыкаў
Следственный комитет сообщил, что возбуждены уголовные дела по фактам воспрепятствования праву на участие в республиканском референдуме.
По данным следствия, в январе текущего года 45-летний мужчина, действуя с двумя женщинами, неоднократно наносил надписи экстремистского характера на почтовые ящики, расположенные в подъездах. В декабре 2021 года они, находясь на улице Орловской в Минске, сорвали государственный флаг с флагштока на здании магазина и сожгли его, снимая происходящее на камеру мобильного телефона. В ходе обысков по месту жительства обвиняемых изъято множество листовок с призывами о срыве референдума путем порчи бюллетеней.
Также непосредственно перед задержанием они успели распространить листовки. Аналогичное преступление совершила 59-летняя жительница столицы, которая, действуя по предварительному сговору с иными лицами, изготовила листовки, содержащие заранее подготовленный текст с призывами о срыве и нарушениях при проведении будущего референдума.
СК «обращает внимание, что участию в любых провокациях, связанных с воспрепятствованием осуществлению гражданами Беларуси своих избирательных прав, участию в референдуме и голосованию будет дана правовая оценка. Любое насилие, угрозы, обман повлекут уголовную ответственность».
СК возбуждает уголовные дела, связанные с референдумом, глава МВД заявляет, что «о каких-либо предпосылках несанкционированных массовых мероприятий, попытках выйти на улицу даже нет и речи», Центризбирком вносит новшества в процесс: снимает шторки с кабинок для голосования, готовит дружинников на участках для голосования.
Что думают о происходящем эксперты?
Сергей Черечень: Про референдум – только в правильных цветах
Председатель Беларусской социал-демократической Грамады Сергей Черечень говорит, что еще в декабре поступил сигнал – государственная машина будет жестко реагировать даже на разговоры о референдуме «не в тех цветах»:
– Мы выдвинули восемь своих представителей в участковые комиссии, которые не боятся, прожженные наши ребята, – это все, к сожалению, что сейчас можем сделать. Я не очень уверен, что кого-то куда-то включат, зная вводную: об этом госмероприятии надо отзываться либо хорошо, либо никак. Как про мертвого человека.
Віктар Карняенка: Апёкшыся на малацэ, дуеш і на ваду
Віктар Карняенка раней з’яўляўся сустаршынём кампаніі “За справядлівыя выбары”. Але тое было, як кажуць, у іншым жыцці. Цяпер ён адышоў ад актыўнай гармадскай дзейнасці, не надта пільна сочыць за падрыхтоўкай рэферэндума. Але падзяліўся меркаваннем наконт таго, як рыхтуюцца ўлады.
– Сапраўды, перашкаджаць прымаць удзел у любой электаральнай кампаніі нельга, гэтага не дапускае Крымінальны кодэкс.
Я лічу так: выбаршчык сам мае права, якім чынам галасаваць: ці за адно рашэнне, ці за два, ці ўвогуле не ісці на рэферэндум. На маю думку, нельга абмяжоўваць чалавека ў сваім выбары.
У сваім бюлетэні ён можа рабіць што заўгодна, галасаваць як “за”, так і “супраць”. Так было запісана ў законе, і пакуль я не чуў, каб закон памянялі заднім чыслом…
– На ваш погляд, Цэнтрвыбаркам – арганізатар кампаніі – забяспечыў правы выбаршчыкаў на ўдзел у рэферэндуме? Зняць шторкі з кабінак для галасавання, паставіць дружыннікаў на ўчастках – гэта забеспячэнне правоў выбаршчыка?
– Ёсць традыцыя, якая ідзе з савецкіх часоў. А зараз яшчэ будуць стаяць дружыннікі, як я разумею, і глядзець, што робіць выбаршчык? Калі так, то гэта ўжо не электаральная кампанія, не рэферэндум, а гэты працэс трэба называць інакш.
Увогуле ёсць стандарты правядзення электаральных кампаній, якія закладзены ў Капенгагенскім дакуменце АБСЕ, у Лісабонскім, Стамбульскіх дакументах – там па пунктах распісана, як павінна быць арганізаваная любая электаральная кампанія.
– Дзеля чаго ўлада так робіць? Хіба вынік не прадказальны?
– А я скажу так: мы і ў 2020 годзе ўсё ведалі, у тым ліку і ўлады. Але тое, што здарылася, не чакаў ніхто. Так і тут: апёкшыся на малацэ, дуеш ўжо і на ваду.
Хаця мушу прызнаць: зараз не вельмі актыўна назіраю нават за падрыхтоўкай рэферэндума.