В ожидании приговора истории
«Интеллектуально ограниченная особь с разгерметизированной мозговой оболочкой». Таким представляется коллективный портрет западного политика государственных СМИ.
В Год исторической памяти не стоит удивляться следующему высказыванию на сайте самой солидной газеты страны: «В скорбном списке больных на голову — все те, кто плодит фейки в отношении Беларуси, демонизирует страну, которая по праву считается донором стабильности в Европе. Называть имена всяких дуд, наусед, мерзавцев, которые глумятся над флагами твоей страны, — слишком много чести. Подождем приговора истории».
Как тут не вспомнить рекламу банка «Империал» «Екатерина Великая. До первой звезды…»:
— А что это у нас граф Суворов ничего не ест?
— Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждем-с…
— Звезду Суворову Александру Васильевичу.
О единстве формы и содержания в искусстве сказано немало. Сказано лучшими умами человечества. Не мне с ними тягаться. А как насчет единства формы и содержания в политике? Полагаю, пока лучшие умы эстетствуют, самое время приступить к разработке своих политических делянок интеллектуалам не только второго и третьего рядов, но и десятого.
Уровень (стандарт, норму, образец, эталон, ГОСТ), естественно, задают представители «нашей России». Заявление о готовности «насрать» на санкции Запада, сделанное послом РФ в Швеции Виктором Татаринцевым в ходе интервью шведскому изданию Aftonbladet, повторить тутэйшым не под силу.
Это сегодня. А завтра? Я бы не спешил с окончательными выводами. Направление движения выбрано. Наши цели ясны! Задачи определены! За работу, товарищи!
И работа кипит. Наслаждаться ее результатами благоприятствует фон, создаваемый оскуделыми умами, расплодившимися подобно тараканам на землях «западнее Буга».
Вновь позволю себе цитату из самого солидного издания: «Интеллектуально ограниченная особь с разгерметизированной мозговой оболочкой — это и есть коллективный портрет западного политика. Их тупость и неадекватность рушит всю архитектуру европейской, да и мировой безопасности, ничтоже сумняшеся ставит на кон жизни миллионов людей».
«Я не прав?» — вопрошает обличитель. Прав, касатик. Трижды прав, прав, прав…
На голубом глазу
Ждать, когда история вынесет приговор западным политикам, особого смысла нет. Она его вынесла еще в XVIвеке. Уж на что был гуманистом Иван Грозный, но не смог сдержаться, когда узнал, что его суженная королева Англии Елизавета I (Грозный, заинтересованный в налаживании торговли, предлагал королеве брак) позволяет торговым людям действовать в первую очередь в своих, а не государственных интересах: «Ажно у тебя мимо тебя люди владеют и не токмо люди, но и мужики торговые и о наших государевых головах, и о честех, и о землях прибытка не ищут, а ищут своих торговых прибытков. А ты пребываешь в своем девическом чину, как есть пошлая девица».
«У советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока» — справедливо отмечал в 1926 г. поэт Владимир Маяковский. В особом обосновании гордость советского разлива не нуждалась, если вспомнить, что в 1920 г. Ленин на голубом глазу обещал, что «поколение, которому теперь 15 лет, через 10-20 лет будет жить в коммунистическом обществе».
10-20 лет — это не срок, подобно тому, как собаке 10 верст — не крюк. В 1930 г. Маяковский застрелился. Он не дожил два года до события, по поводу которого 2 апреля 2008 г. Государственная Дума РФ приняла заявление «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР».
Ограничусь одним абзацем: «В результате голода, вызванного насильственной коллективизацией, пострадали многие регионы РСФСР (Поволжье, Центрально-Черноземная область, Северный Кавказ, Урал, Крым, часть Западной Сибири), Казахстана, Украины, Белоруссии. От голода и болезней, связанных с недоеданием, в 1932-1933 годах там погибло около 7 млн человек».
2022 г. объявлен в Беларуси годом исторической памяти. Разумное решение. Белорусам есть кого и что вспомнить.
Повторение — мать учения
Причину популярности слова «мерзавцы» без труда можно отыскать в традиционной культуре, одной из базовых характеристик которой является манихейство. Что это за зверь, и с чем его едят — мне приходилось объяснять неоднократно. Тем не менее, памятуя о том, что повторение — мать учения, я позволю себе зайти на очередной круг.
Понятие манихейства восходит к имени иранского религиозного реформатора Мани. В манихейском сознании мир предстает как арена вечной борьбы двух космических сил — Света и Тьмы, Добра и Зла.
Картина мира манихея не знает полутонов. Он довольствуется двумя красками — черной и белой, разделяя всех представителей вида homo sapiens на «мы» и «они».
«Выявить манихея очень просто. — поясняет культуролог Игорь Яковенко — Существует два типа отношения к противнику: рыцарское и манихейское. Рыцарское исходит из равенства с противником, а борьба происходит в соответствии с некоторой непреложной военной этикой. Рыцарь видит в противнике человека и воина. За ним признается своя правда и свое достоинство. Рыцарь осознает, что существуют непреложные обстоятельства, судьба, которая разводит людей по разные стороны баррикад. Однако и в смертельной схватке рыцарь стремится отнять у врага жизнь, а не достоинство.
Противник манихея — исчадие ада. Он расстреливает беременных женщин и отравляет колодцы. Отношение к врагу как к человеку табуировано». История о распятом мальчике, сконструированная в июле 2014 г. на «Первом канале» российского телевидения — лишь один из примеров доминирования манихeйства в культуре «нашей России».
***
По причине не до конца понятой, «мы» всегда оказываемся на стороне Света. А Свет сегодня исходит с Востока, а точнее, из его политического центра, оформленного в виде Союзного государства. Запад же порождает Тьму.
Уже в силу этого перспективы солнечной энергетики в Европе не просматриваются. Что касается Востока, то с учетом тамошних светлых голов на единицу площади энергетический и прочие кризисы ему не грозят.