«…Полагаю необходимым в знак протеста сложить с себя полномочия консула…»
Утверждать, что в Министерстве иностранных дел Беларуси, включая посольства и прочие дипломатические представительства за рубежом, женщин раз-два и обчелся, все же было бы натяжкой. Они есть, но их мало. Именно поэтому каждое перемещение дам-дипломатов вызывает повышенный интерес.
Консул Генерального консульства Беларуси в немецком Мюнхене Наталья Хвостова осудила факт участия своей страны в войне, развязанной Кремлем в Украине, и уволилась с государственной службы. «Полагаю необходимым в знак протеста сложить с себя полномочия консула», — написала дипломат в служебной записке для руководителя внешнеполитического ведомства Владимира Макея.
Хвостова объяснила свое решение дословно так:
«В связи с тем, что работа всех государственных органов более не основывается на принципах, закрепленных ст.6 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республики Беларусь»:
— верховенства Конституции Республики Беларусь:
— служения народу Республики Беларусь:
— законности, приоритете прав и свобод человека:
А также в своей внешней политике Республики Беларусь более не исходит из принципа равенства государств, неприменения силы или угрозы силы, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, закрепленных ст.18 Конституции Республики Беларусь, более того, государство прекратило сохранение историко-культурного и духовного наследия, и суверенитет страны находится под угрозой, полагаю необходимым в знак протеста сложить с себя полномочия консула Генерального Консульства Республики Беларусь в г.Мюнхене».
Добавлять к этому нечего, поскольку мотивы отставки изложены предельно честно и откровенно. Это и есть то, что называется гражданским мужеством.
А теперь о перемещении другой дамы из МИДа. Лариса Бельская после многих лет службы в аппарате наконец получила возможность уехать «в поле». Напомню, что на мидовском жаргоне это означает отправиться на работу за рубеж.
«Поле» Ларисе Леонидовне досталось самое, что ни на есть прекрасное. Это – не Африка и не Азия, и не Латинская Америка, и даже не собственная делянка, где-нибудь в Чехии или Венгрии. Берите повыше.
Отныне госпожа Бельская – постоянный представитель Республики Беларусь при Организации Объединенных Наций и других международных организаций в Женеве.
И как тут не вспомнить нынешнего председателя международной комиссии Палаты представителей Андрея Савиных, который не раз говорил, что поработать в Швейцарии мечта дипломата любого государства, не только белорусского.
Это как раз один из тех немногих случаев, когда Андрей Владимирович не лукавит. Потому что сам потрудился несколько лет на швейцарском «поле». А значит, и с коллегами-дипломатами из других стран общался не только в зале заседаний, но и в неформальной обстановке.
Кстати, мне самому довелось побывать в Швейцарии дважды. Первый раз – неделю, второй – и того меньше. Но и за это короткое время впечатления остались самые наилучшие.
Последние годы Лариса Бельская занимала должность начальника Главного управления многосторонней дипломатии в центральном аппарате внешнеполитического ведомства. А еще она была непременным участником различных мероприятий, посвященных участию Беларуси в рамках Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тут помимо всего необходимо было выступить перед аудиторией на белорусском языке. А с этим у Ларисы Леонидовны проблем не было.
Как-то во время кофейной паузы на таком мероприятии в стенах МИДа мы оказались за одним столиком. Помню, я тогда спросил у Ларисы Леонидовны, не связывают ли ее родственные отношения с беларусским журналистом Владимиром Бельским, когда-то бывшим главным редактором беларусскоязычной «Чырвонай змены»?
«Нет, – ответила собеседница. – Нас, Бельских, в Беларуси так много…».
И в заключение к тому, о чем я писал уже не раз. Не сомневаюсь, что, чуточку раньше или чуточку позже, но в Беларуси обязательно будет написана история отечественной дипломатии.
И там вспомнят о многих знаковых ее эпизодах. Не исключаю, что, прочитав ее, кто-то когда-нибудь спросит у Ларисы Леонидовны Бельской: а вы не та самая Бельская, которая…? И тогда ей, возможно, придется, потупив глаза, повторить сказанные мне слова: «Нас, Бельских, в Беларуси так много…».
Сергей Большаков