Белорусская модель на пути нащупывания точек развития. Но есть ли ресурс у нашей мобилизационной экономики?
Все авторитарные режимы, добившиеся успехов в экономике, провозглашали себя союзниками США. Российская же цивилизация пытается стать во главе откровенно дегенеративных режимов, США ненавидящих.
У каждого — свой мирок. У каждого — свои приоритеты. За примерами далеко ходить не надо. На главном сайте страны в разделе «События» читаю: «Церемония вручения государственных наград и генеральских погон» (3 марта). «Торжественная церемония подписания Решения республиканского референдума» (4 марта). «Участие в спортивном празднике «Минская лыжня» в Раубичах» (5 марта).
Особенно поразило последнее событие, приковавшее к себе внимание если и не всего прогрессивное человечество, то, по крайней мере, той его части, которой посчастливилось жить в географическом центре Европы.
С подписанием Решения республиканского референдума не все так однозначно. Спору нет:
«Народ Беларуси сделал свой выбор. Выбор в пользу эволюционных преобразований политической системы».
К сожалению, эволюционными преобразованиями политической системы сыт не будешь. На момент написания настоящего опуса (9 марта) для покупки одного американца требовалось от 3,45 до 3,65 белорусских рубля. Интересно, есть ли во Дворце Независимости обменник, а если есть, то какой там курс?
Предсказывать курс даже на один день вперед я не берусь, но жизненный опыт подсказывает, что рубль относительно доллара скорее ослабнет, чем укрепится.
Однако не следует думать, что все уровни властной вертикали поглощены соперничеством, развернувшимся на «Минской лыжне». В правительстве работают люди приземленные, о чем свидетельствует следующее высказывание премьер–министра, которым он поделился со своими коллегами на заседании Президиума Совета Министров 2 марта:
«Моим решением в правительстве сформирован оперативно-ситуационный штаб из ключевых ведомств и экспертно-аналитическая группа. Штаб возглавляет руководитель Аппарата правительства. Поручаю штабу подготовить комплексный план поддержки экономики в этот период, включая частный сектор, малое и среднее предпринимательство».
Для эффективного ответа на вызов, требуется понимание его природы. Такое понимание во Дворце Независимости имеется:
«Все эти войны — это вопрос вечного конфликта цивилизаций, идеологий, культур».
За все войны не скажу, но по поводу спецоперации российских войск в Украине я согласен. Перед нами конфликт цивилизаций в чистом виде. С одной стороны — Российская цивилизация, с другой — западно-христианская. Данный вывод легко подтверждается наличием единственного союзника у России и сплоченностью народов, чья культура формировалась под влиянием западной ветви христианства.
Компания была не велька, но бардзо приятна
Чем же предлагается ответить на цивилизационную сплоченность Запада? Увы, немногим: формированием оперативно-ситуационного штаба в правительстве, которому поручено подготовить комплексный план поддержки экономики.
Опыт подобной работы в правительстве имеется. Слово министру экономики Александру Червякову:
«Ситуация непростая, но хотел бы напомнить, что в условиях санкций мы живем уже достаточно долго. Наши предприятия адаптировались к этим условиям. Мы понимали, что они на предыдущих санкциях не остановятся, потому работали на опережение. Сегодня основная задача — мобилизоваться и очень быстро принимать решения».
Ключевое слово в цитате — глагол «мобилизоваться». В рамках российской цивилизации московские правители пытались решить ее не сто и не двести лет, но без особого успеха.
В чем тут фишка? В том, что мобилизацию личностных ресурсов подданных проводили одновременно, нейтрализуя их личные качества, которые проявляются лишь в инициативной деятельности, в самостоятельности суждений и решений.
В наше время экономическая, политическая и социальные сферы могут быть разделены лишь в головах аналитиков. Невозможно лишить человека права избирать и быть избранным, невозможно лишить человека права на протест и ждать от него технических инноваций.
На этом проблемы не заканчиваются. Мнение социолога Сергея Белановского:
«Мобилизационная экономика требует идеологической поддержки со стороны населения, которое должно верить, что приносимые им жертвы не напрасны. К сожалению, эта вера чрезмерно эксплуатировалась как в советские, так и в постсоветские времена. Сегодня данный ресурс можно считать исчерпанным».
В Послании-2022 слово «мобилизация», как это ни покажется странным, упоминается только один раз:
«Это настоящая война, и реакция на санкции может быть только одна — мобилизация, поиск новых возможностей для развития. Иного не дано. И мы эти новые точки нащупали».
Возможно ли экономическое развитие в условиях жесткой авторитарной власти? Соответствующих примеров немного, тем не менее отыскать их несложно: Чили при Пиночете, Ли Куан Ю в Сингапуре, Тайвань при Гоминьдане, Корея при Пак Чон Хи.
Но все перечисленные режимы провозглашали себя союзниками США. Российская же цивилизация пытается стать во главе откровенно дегенеративных режимов, США ненавидящих.
Для того чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на список стран, вслед за Россией признавшие Донецкую и Луганскую народные республики: Венесуэла, Куба, Никарагуа, Сирия.
Компания, как несложно догадаться, получилась не велька, но бардзо приятна. Но каков ее интеллектуальный потенциал?
Определить его несложно с помощью Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В 2020 г. Никарагуа и Сирия подали 2 заявки на получение международных патентов, Венесуэла — 0, Куба — 12, Беларусь 14, Россия — 1 073, а США — 59 230.
Вот и занимайся после этого поиском новых возможностей для развития. Не проще было бы наладить нормальные отношения с западной-христианским миром?