Дмитриев: Останется ли выбор у Беларуси, когда Путину потребуется «маленькая победа»?
Российский правитель может собрать в централизованное государство все куски, которые удалось откусить и удерживать: Приднестровье, Абхазию, Крым, ЛДНР, возможно, другие части Украины… И перед Беларусью, Арменией, Кыргызстаном, которые по-разному, но очень привязаны к России, встанет весьма тяжелый выбор.
Премьер-министр Беларуси Роман Головченко похвастал «режимом благоприятствования», который Россия создала для беларусских предприятий. Но бесплатный сыр, как известно, суют только в мышеловку.
Какой сценарий союжзнических отношений предусматривает логика процесса? Как избежать ловушки, в которую Лукашенко загнал и себя, и страну?
Об этом мы поговорили с бывшим кандидатом в президенты, членом оргкомитета «Наша партия» Андреем Дмитриевым.
– Я сначала хотел бы увидеть, в чем именно будет выражаться «режим суперблагоприятствования», кроме слов. Даже доступ наших товаров к рынку большого соседа в условиях, когда покупательская способность в России начнет стремительно снижаться, что это нам даст, что компенсирует? «Горизонт» заменит «Самсунг», а Беллегпром «Зару»? Смешно!
Огромное количество товаров Беларусь экспортировала и заинтересована экспортировать не в Россию, а в другие страны. А для этого надо иметь нормальные отношения с миром. Я говорю про те же калийные удобрения, да и не только.
В самой РФ значительно усилится конкуренция за любые государственные деньги, за любые государственные заказы – за доступ к бюджету, потому что у бизнеса денег будет все меньше и меньше.
Поэтому я все равно не вижу альтернативы для беларусского правительства, которое должно сделать три шага к миру.
Мы говорим о внутренней политической деэскалации: прекратить задержания по делам 2020 года и за антивоенные выступления, следует выпустить политзаключенных.
Мы говорим о выходе из внешнеполитической изоляции. Для этого нужно начать цивилизованный диалог с другими странами, а не только ездить на переговоры в Москву. Выводить из Беларуси российские войска: все, учения закончились, надо оставаться страной, которая никаким образом не связана с войной в Украине. И быть не тылом российской армии, а центром гуманитарной помощи и мирных переговоров
Третье – срочно требуются решения по экономической либерализации. В России это понимают лучше, чем у нас, судя по риторике. Ввести моратории на проверки, отвязать ставки от евро и доллара, не убивать ИП, а дать им зеленый свет, особенно в регионах, и многое другое. Нужна полноценная экономическая либерализация, чтобы страна не рухнула и ее обломки не расплющили и без того небольшие заработки беларусов.
Меня возмущает, что доллар за 10 дней подешевел колоссально – никто из государственных лиц по-человечески даже не прокомментировал ситуацию, словно так и надо. У людей сгорели рублевые вклады – и все молчат, никто даже не извинился перед людьми. Никто не сказал, как дальше жить будем. Твердят как мантру: «Мы выстоим».
За вас мы не сомневаемся. А вот людям общие слова не нужны.
Почему богатая Европа? Да потому что там накапливают столетиями, приумножают и увеличивают свой капитал.
А в Беларуси одно поколение только-только начнет создавать, копить – тут же все накопления обесцениваются: это произошло в апреле 2011 года, и вот снова.
Лишь десять лет минуло – и весь не Бог весть какой, но запас опять пошел синим пламенем.
Ну да, подразумевается – война же! Но почему людям даже этого не сказали?! Здесь неуважение к людям, к их сбережениям, труду, к их будущему – на такой основе ничего хорошего не построишь.
Вот почему я вижу три таких шага к миру, которые сегодня может сделать даже беларусская власть. И они окажутся в разы более эффективны, чем бесконечные турне в Москву и надежды на российские энергоресурсы.
Россия не будет ни волшебной палочкой, ни спасательным кругом, ни даже соломинкой для беларусской экономики; она может быть сильным партнером, но – не единственным. Не исключительным. Раз и навсегда данным.
А беларусам самое время выстраивать горизонтальное общество и поддерживать единомышленников. Нас, тех, кто против войны, очень много. Не преуменьшайте ценность вашего вклада для помощи друг другу в сложное время. Сражение за Беларусь, наше будущее и Независимость еще впереди. Оно ляжет на плечи каждого беларуса.
Меня нередко спрашивают: какую цену Москва потребует за экономическую помощь? «Потребует цену» – неверная формулировка, правильно по другому: к чему все идет? Потому что это не про цену, а про логику процесса. Мы идем по пути унификации законов, но впереди три ключевых вопроса: финансы-армия-государство.
После переговоров в Москве Головченко и Мишустин заявили, что расчеты за энергоресурсы следует перевести в российские рубли. Вроде ничего плохого. Но подумайте: основной беларусский госдолг – в российских рублях, теперь в них же расчеты за энергоносители, далее власти хотят получить новые кредиты у Кремля, но они ведь снова-таки будут не в долларах, а в российских рублях…
Это все к тому, что с учетом происходящего и риторики Путина я абсолютно уверен: как минимум в рамках Союзного государства очень скоро встанет вопрос введения российского рубля в качестве единой валюты.
Я уверен также, что Россия заинтересована оставить у нас свои войска, независимо от результата военного конфликта. Это значит, снова начнется давление по поводу военных баз.
Апогеем, считаю, станет момент, когда Путину придется предъявить своим избирателям результат, за которую заплачена такая высокая цена в виде войны.
Из речи, приуроченной признанию ЛДНР, самым логичным ходом является создание нового государственного образования, нового государства. Не знаю, как оно будет называться: Евразийский союз в новом формате, новое союзное государство или что-то еще, что может возглавить сам Путин.
Что может стать реальным субъектом международным отношений и что может собрать воедино все куски, которые удалось откусить и удерживать: Приднестровье, Абхазию, Крым, ЛДНР… И перед Беларусью, Арменией, Кыргызстаном, которые по-разному, но очень зависимы от России, встанет очень тяжелый выбор. Это будет централизованное государство с центром в Москве – других форматов Путин не приемлет.
Избежать такого сценария можно.
При нескольких очевидных условиях:
– вместо тоталитарного единства у нас будет гражданский мир, основанный на уважении к людям, закону и разным точкам зрения
– международные отношения будут развиваться со всем миром, а не только с Москвой, тогда экономика выживет даже в условиях сокращения возможностей российской поддержки
– и, конечно же, без чужой армии на нашей территории.