Кремль дал гарантии и лично беларусскому руководителю, и Беларуси. Однако сдержит ли слово?
Официальный Минск договорился с Москвой о переносе части выплат по российским кредитам на пять-шесть лет. Хорошо это или плохо? Какую цену в итоге придется платить за российские долги?
Спросили у беларусских политиков.
Сергей Черечень, председатель БСДГ: Лукашенко получил гарантии до 2025 года?
– После встречи с Путиным, которая прошла еще 18 февраля, Лукашенко вернулся веселый, счастливый, в хорошем настроении, прекрасно понимая, что будет происходить в ближайшее время. Путин пообещал максимальные условия поддержки – как и для Лукашенко лично, так и для страны.
– Чем страна будет рассчитываться?
– Мы уже заплатили серьезную цену, когда впустили Вооруженные силы России в Украину через свою территорию. Для граждан и для страны удар по репутации Беларуси, нанесенный российским вторжением в Украину, – очень большая потеря.
Что касается влияния Кремля на Беларусь, то оно не ослабнет. Если рассуждать на тему, потеряет ли страна свой суверенитет, войдет ли Беларусь в состав России, думаю, – нет. Лукашенко очень важно оставаться здесь руководителем, который единолично принимает решения.
Если бы перед ним сейчас встал вопрос о сдаче Беларуси под полноценное влияние России, с введением российской администрации, он бы не был так доволен. Для него главное значение имеют даже не деньги, не возможности на международной арене – для него это всегда было средством, основное для него – власть внутри страны, как он может распоряжаться страной и как долго он сможет этим заниматься.
Я так понял, что Лукашенко получил все гарантии, что в краткосрочной перспективе, возможно – даже в долгосрочной перспективе никаких изменений по Беларуси не будет. А Путин дает ему гарантии на удержание власти как минимум до 2025 года, а вполне вероятно – в русле нынешней тенденцией развития событий пролонгацию его полномочий еще, как минимум, на один срок.
Я вижу ситуацию именно так.
Владимир Гончарик, экс—кандидат в президенты: Остап Бендер тоже говорил, что «Запад нам поможет»
– Предоставление отсрочки для погашение российских кредитов – тактически хорошая новость. Однако в перспективе все равно придется рассчитываться и платить проценты.
Но, во-первых, у нас нет другого выхода: страна не сможет расплачиваться с долгами, поэтому отсрочка необходимо.
Во-вторых, в Минске, видимо, рассчитывают на серьезное падение российского рубля, в связи с чем вся задолженность существенно полегчает. Миллион российских рублей сейчас и миллион через пять лет – кто скажет, во что он превратится?
Меня смущает другое: сегодня на Россию возлагаются слишком большие надежды. Кремль сам испытывает экономические трудности, которые будут только нарастать; по оценкам американцев, экономика РФ сократится вдвое. Следовательно, сократится и поддержка Беларуси со стороны России. Беларусское руководство сейчас настроено оптимистично: зайдем на российский рынок, завоюем, продадим. Но эти рынки могут сокращаться, а кроме того, российский рубль падает.
Обратная сторона проблемы – правительство не предпринимает мер по поддержке экономики, особенно малого и среднего предпринимательства. А надо бы побыстрее снимать запреты, особенно для малого и среднего бизнеса.
– Но министр финансов объявил: не будет никаких налоговых каникул!
– А это нужно делать! Одной надежды на помощь России (в свое время Остап Бендер говорил: Запад нам поможет) недостаточно, если не произойдет активизация бизнеса внутри страны.
– Какие политические риски таит в себе отсрочка по долгам?
– Политические риски я бы свел к явной конфронтации с Западом.
Что касается опасений по поводу суверенитета, то, думаю, они преувеличены. Суверенитет у страны останется, но какой он будет – по качеству, по объему. Явно он будет урезанный, потому что мы попадаем все в большую зависимость от России.
– Но ведь это целенаправленная, сознательная политика официального Минска?
– Скорее сознательно-вынужденная уже: сказав «а», нужно говорить и «б», естественно.
Сейчас беларусскому руководству следует заняться экономикой. Западные санкции, наложенные на Россию и Беларусь, скажутся очень плохо на уровне жизни людей.
Виктор Терещенко, экономист: возникнет вопрос о существовании Республики Беларусь
– Худший вариант для нас может наступить. Если беларусское руководство продолжит курс, намеченный в Москве, если ситуация будет ухудшаться (Россия проявляет военные аппетиты не только в Украине, но и посматривает на другие территории), то Беларусь окажется в очень плачевном положении. И вообще возникнет вопрос о существовании Республики. Такой вопрос встанет обязательно: у нас маленький, даже ничтожный ВВП (сопоставимый с фирмой Siemens), но со своим населением. Не за горами то время, когда Россия может поставить вопрос о вхождении в ее состав.
Опасность того, что Республика Беларусь как самостоятельное государство будет иметь гарантии существования, я ставлю под большой вопрос.