Лукашенко переводит агрокомплекс на военные рельсы, надеясь в нынешней суматохе завоевать новые ниши и закрепиться в старых на российском рынке. Чем могут обернуться «наполеоновские» планы в сельском хозяйстве?
Руководитель государства вернул в правительственную обойму Леонида Зайца, которого уволил с должности министра сельского хозяйства три года назад за «обосранных коров». Уже – в статусе вице-премьера, который будет курировать агрокомплекс.
Тремя днями ранее, во время поездки в Глубокский район, Александр Лукашенко возмущался состоянием сельского хозяйства:
– Вы серьезно задолжали стране и бюджету. И прямо скажу: железобетонно вы должны возвращать те средства, которые в вас вложили и оказали вам поддержку.
…Ни в производственной части (урожай, корма, мясо, молоко, загрузка производств), ни, самое главное, в экономической и финансовой (прибыль и рентабельность, экспорт, обслуживание долгов) вы не вышли. Считаю такое положение крайне ненормальным, что в целом по всем объединениям за прошлый год получен убыток от реализации, – объяснил он.
Вместе с тем беларусский руководитель считает, что война войной, санкции санкциями, а сельскому хозяйству подвернулась возможность «подняться с колен»:
– Момент такой: с одной стороны, тяжелейшая ситуация. Душить нас будут вместе с Россией постоянно. Вы же видите, что они нас включают в списки, чтобы Россия через Беларусь не обошла санкции, то есть за компанию. Но мы-то понимаем, что им надо угробить нас, довести до уровня Украины и навсегда разобраться с этим, – отметил Александр Лукашенко. – Но с другой стороны, для вас, аграриев, и для тех, кто производит сельхозтехнику, – счастье.
Западные санкции он считает возможностью укрепиться на рынках, особенно российском:
– Это возможности, это шанс. Если мы этим шансом не воспользуемся, никогда наше сельское хозяйство не встанет с колен.
Возвращение Леонида Зайца в правительство и ситуацию в сельском хозяйстве прокомментировал бывший председатель колхоза Николай Лысенков.
– Леонид Заяц на самом деле один из лучших специалистов в беларусском сельском хозяйстве. А то, что его сняли с министра и перевели в «губернаторы» Могилевской области, – это не обязательно понижение. Вон Семена Шапиро сняли с министра и перевели «губернатором» сначала в Гродненскую область, а затем – в Минскую, так этот перевод называли повышением. Тогда почему здесь – понижение?
Лукашенко всегда говорит одно, а делает другое. Безусловно, мясо-молочное направление надо развивать. Сейчас Россию закрыли санкциями, где она еще сможет покупать колбасы с творогом? Растениеводством обеспечивает себя сама, еще и нам продает, а молоко и мясо покупает.
Лукашенко пытается поднять сельское хозяйство уже 27 лет, причем все время из-под палки. Одно время мы на брюхе ползали, потом стали на колени – стоим до сих пор. Причем он же сам признал, что сельское хозяйство стоит на коленях, цитирую:
«Вы должны для того, чтобы подняться с колен, получить продукцию и продать».
Удобрения мы производим свои: и кальций, и фосфор, и азот. Возможно, санкции пойдут даже на пользу сельскому хозяйству: они перенаправят удобрения с экспорта на внутренние нужды.
Правда, техническая база сельского хозяйства убогая, если сравнивать с европейской, но лучше, чем 20 или 10 лет назад.
Что касается дотаций, то колхозам не продай, а дай – именно дай, а в итоге все затраты лягут на государственный бюджет.
– Удастся ли провести нынешнюю посевную без особых проблем?
– Для успешной посевной нужны три фактора: топливо, удобрения и семена.
Семена в большинстве своем мы имеем свои. Вот только с сахарной свеклой возникнет проблема. Раньше ее семена централизованно закупали сахарные комбинаты, завозили в страну под новый год, а затем передавали колхозам и совхозам в счет будущего урожая. Но, насколько мне известно, они не закупили даже пятую часть необходимого объема. А своими семенами сеять – значит, потерять половину урожая – нет той сахаристости и веса, что в импортных.
Картофель, хотя и говорят, что мы закупаем в Германии, у нас есть свой, зерновая группа тоже полностью представлена, даже кукуруза может быть своя.
Единственная проблема, которую я вижу, – потребность в семенах сахарной свеклы.
– Леонид Заяц заявил, что Беларусь «самодостаточна по обеспечению продовольственного рынка, по обеспечению общественного животноводства, поэтому… будем вкладывать все необходимое, чтобы произвести необходимый объем зерна». Но когда беларусские чиновники в чем-то заверяют, всегда ждешь подвоха…
– Помните, как президент вместе с председателем Нацбанка снимались, сидя на золотых слитках? И гордились своим золотым запасом? А через полгода рубль обвалился: ни долларов, ни слитков.
Говоря по-народному: брэшуць. Официальные лица делают подобные заявления, чтобы не допустить еще большего дефицита.
Беларусь не обеспечивает себя зерном, и в ближайшие десятилетия эта задача невыполнима. Даже если страна достигнет планки в пресловутые 10 миллионов тонн, то его все равно не хватит, потому что мы развиваем животноводство и птицеводство.
Действительно, неурожай, как в прошлом году, может быть, потому что Беларусь находится в зоне рискованного земледелия. Но для успешной посевной, напомню, должны присутствовать три составляющие: топливо, семена, удобрения. Все три составляющие присутствуют.
Есть, правда, другая проблема. Средства защиты растений в основном импортные. Есть у нас и свои, но что они собой представляют? Это импортные концентраты, разбавленные водой. Поэтому имеется риск: урожай вырастим, но можем его и не сохранить.
«Для вас, аграриев, и для тех, кто производит сельхозтехнику, – счастье», заявил Лукашенко. В чем же состоит счастье простого беларусского строителя сельхозтехники?
Об этом мы спросили председателя Свободного профсоюза металлистов Александра Бухвостова, который долгие годы возглавлял профсоюз автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения,
– Россия воюет с Украиной, а Лукашенко, насколько я понимаю, не хочет ввязываться в войну. Он имеет в виду, что беларусская аграрная политика добавит в производстве и реализации своей продукции. Если в мире будут сегодняшние тенденции и дальше, то может начаться и голод. А значит, появляются возможности наращивать и продавать продовольствие. Он имел в виду, что ухудшение сектора сельхозпроизводства в Украине, в России дает возможности беларусским производителям развить свои мощности. Трудно комментировать, потому что мы не знаем возможности того же «Гомсельмаша» – может ли он в условиях западных санкций нормально работать?
При этом профсоюзный лидер отмечает, что в Беларуси выстроена мощная отрасль сельскохозяйственного машиностроения:
– И Минский тракторный завод, и «Бобруйсксельмаш» работают, и «Бобруйскагромаш» что-то делает, и бобруйские заводы «Таин», тракторных агрегатов и деталей на плаву…. Производство техники для аграриев у нас достаточно мощно развито. Все зависит от того, как власти выстроят промышленную стратегию. А мне трудно, не имея объективной, оперативной информации с предприятий, делать выводы. Будут предприниматься попытки и сохранить рабочие места, по крайней мере в этом секторе. Лукашенко связывает свои надежды с ним сектором, и его надежды я считаю не беспочвенными.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…