Сериал «Война Фойла» как попытка ответить на вопрос «Что делать?»
Для досоветского, советского и постсоветского человека, претендующего на выход за пределы бытовых проблем, вопрос «Что делать?» всегда был в числе приоритетных. Такое постоянство свидетельствует о незавершенности процес-са модернизации, растянувшегося на века, и конца которому не видно.
Это треугольник: Русская Власть, Популяция и Лишний Человек.
В чем причина? Она в культуре, сформировавшейся после третьего раздела Польши (1795) в стороне от христианства в его западной трактовке, в стороне от римского права, в стороне от греческой философии. И если суммировать — в стороне от европейского мейнстрима.
В результате слепленное из того «что было» с легкой руки российских историков Андрея Фурсова и Юрия Пивоварова закрепилось в науке под именем «Русская Система». Это треугольник: Русская Власть (власть моносубъекта, стоящего над законом), Популяция и Лишний Человек.
О Русской Власти я писал неоднократно, поэтому предлагаю приглядеться к Лишнему Человеку: «Речь идет о тех индивидах и группах, которые не «перемолоты» Властью и потому не стали ни ее органом, ни частью Популяции, или же о людях, «выломившихся» из Популяции и Власти… Если Русская Система — это способ контроля Русской Власти над русской жизнью, то Лишний Человек — мера незавершенности Системы, индикатор степени «неперемолотости» русской жизни Системой и Властью».
«Популяция, — согласно определению российских историков, — есть население, исторически имевшее, но утратившее субъектные характеристики».
Перед типичным представителем Популяции проблема «Что делать?» не стоит, т.к. на любые сомнения, закравшиеся в душу, существует универсальный ответ: «Слушай Батьку».
Дефицит бананов возможен и без морской блокады
«Война Фойла» — британский детективный сериал, действие которого происходит во время и вскоре после Второй мировой войны. Что уже интересно! При всей зацикленности отечественной пропаганды на Войне и Победе, мы практически ничего не знаем о том, как эта мировая трагедия выглядела со стороны наших союзников.
Главный герой сериала — сын полицейского, ветеран Первой мировой войны. На протяжении сериала, оказываясь на месте очередного преступления (от незаконной продажи тушки индейки до убийства), его самопрезентация ограничивается фразой: «Меня зовут Фойл, я офицер полиции».
Представить себе Фойла, озабоченного поиском ответа на вопрос «Что делать?», невозможно. Он всегда знает не только, что надо делать, но и как следует делать. Он не проходит по разряду лишних людей, и не потому что весь из себя киношноположительный, а потому что в Великобритании для выполнения своего профессионального долга совсем не обязательно «выламываться» из системы. Напротив, надо быть ее частью.
Но человека, наделенного правом казнить и миловать, да еще в военное время, соблазны окружают плотной стеной, и потому наш герой регулярно оказывается перед выбором. Можно, например, закрыть глаза на действия своего начальника и перевестись из захолустного Гастингса в Лондон. Банальная ситуация. Немногие устоят перед таким соблазном?
А как поступить если человек, совершивший уголовное преступление, работает над техническим проектом, способным спасти тысячи жизней? Не без колебаний, но Фойл всегда поступает так, как это требует закон: «Иначе, чем мы отличаемся от нацистов?»
Вторая мировая война унесет 50 млн жизней. Но у Фойла своя война. И это принципиально иной взгляд на войну с точки зрения западной культуры. Дело не в конкретном офицере полиции. Своя война у каждого. И общая победа возможна лишь как сумма индивидуальных побед.
Ничего принципиально чуждого нашей культуре в этом нет
Максима «Делай, что должно, и будь, что будет» известна со времен римского императора Марка Аврелия (121- 180). Но одно дело — провозглашать азбучные истины и совсем другое — ежедневно им следовать.
У сериала много уровней: от бытового, на котором супруги выясняют отношения, до государственного. Среди персонажей сериала фермеры и наследники поместий, дарованных еще Вильгельмом Завоевателем (1028-1087).
У каждого персонажа свои проблемы. Кто-то страдает из-за лимита на топливо для Роллс-Ройса, а кто-то из-за отсутствия бананов, поставки которых на Британские острова прекратились с началом морской блокады.
Интересно, а жители белорусской деревни на снимке немецкого фотографа любителя (июль 1941 г.) как себе представляли этот заморский фрукт? Судя по лаптям и босым ногам, их и до прихода оккупантов интересовали проблемы иного уровня. Колхоз он и в белорусской деревне колхоз. Тут с голоду бы не помереть…
Как сложилась судьба этих женщин и детей, многие ли из них дожили до Победы? Разумеется, мне это неизвестно, но в том, что им довелось жить под оккупантами и до лета 1941 г., сомневаться не приходится. Какие уж тут бананы, тут бы до грибов и ягод в лесу дотянуть.
Споря о прошлом, люди всегда спорят о настоящем. Актуальность этой банальной истины многократно возросла в Год «спецоперации». В России уже сегодня иметь собственное мнение, отличное от официального, становится небезопасно, ибо команда «фас» с главной трибуны уже прозвучала: «Народ России сможет отличить патриотов от национал-предателей, такое очищение общества только укрепит нашу страну… Да, безусловно, они (Запад) будут пытаться делать ставку на так называемую пятую колонну, на национал-предателей, на тех, кто зарабатывает деньги здесь, у нас, а живет — там. И даже не в географическом смысле слова, а живет по своим мыслям, по своему рабскому сознанию…»
***
У каждого Фойла — своя война, какие бы эпохальные события ни накрывали целые континенты. Выстоять в своей войне, не растворившись при этом в Популяции, в этом, пожалуй, и заключается ответ на вопрос «Что делать?».