Categories: Социум

Четыре страны, трое суток, все Карпаты… В Минск из осажденной Одессы

Вывозить беженцев от польской границы куда-то в Варшаву, Краков или в Германию и дальше мне уже доводилось. Но вдруг позвонили с просьбой помочь семье необычных беженцев: беларус с домочадцами уже выбрался из Одессы в Кишинев, а дальше у них не получалось… Если до военных действий маршрут составил бы 800 километров, то теперь, „в объезд”, навигатор показывал 1600.

Польские дороги, как я вас люблю…

После Люблина (к нему трасса отличная), ближе к границе, маршрут пришлось делать вручную, с остановками, так как гугл постоянно пытался завести на территорию Украины.

Впереди – Малопольска. И тут возникают первые трудности. Дорога проходит через населенные пункты, сплошь ограничения – 50 километров. Очень напомнила трассу Берлин – Варшава до постройки автобана. В одном из городов ремонты дороги с тупиками. Но навигатор их не видит, поэтому пришлось искать объездные пути наугад. Плюс 30 минут к общему времени и квест пройден.

Начинаются Карпаты. Добрый гугл ведет меня по самой короткой дороге, правда однополосной. Много развилок, где-то гравийка. Вокруг хутора. Появляется первый снег.  Связь местами пропадает.

Начинается горный серпантин. Мой опыт ограничивался такой ездой по Баварии, но там ты едешь со скоростью120 километров в час и все время влево!

Оказалось, есть и другие варианты: тут все время вверх, с поворотами на 180 градусов. Видимо для того, чтобы мне меньше хотелось спать, после 1500 преодоленных километров начал падать снег. Как «удачно»: за пару дней до поездки как раз поменял зимнюю резину на летнюю! Когда слева гора, а справа обрыв, дорога полностью заметена, скорость 5-10 км в час – отличное решение.

Два часа ночи. Появляются первые деревни. Меня несколько смутили названия, написанные кириллицей и продублированные латиницей. Я даже подумал, что все-таки попал в Украину, пока не вспомнил школьные уроки истории. Деревни Закарпатских русинов. И вот уже последняя польская заправка.

Трансильвания – еще то испытание!

Границы как таковой нет. Только что ты был в Польше, и уже в Словакии. Ее проехать достаточно быстро.

И вот, за мостом, уже Венгрия. Снова заправка и оплата дорог: около 5 евро, а в Словакии 10. На границе еще можно заплатить валютой, но сдачу дадут в форинтах. Разговаривать приходится на школьном английском. Цены в тысячах беларусов не пугают: у нас и не такое было.

Небольшой кусок автобана приятно радует после серпантина. Потом идет обычная дорога через населенные пункты. Много предприятий, поля все засеяны. Страна выглядит ухоженной. Часам к трем попадаю на погранпереход. Тут уже есть фактически полноценная граница. Очереди нет, венгерские и румынские машины проходят достаточно быстро.

А вот меня, с беларусским паспортом на машине с польскими номерами, отгоняют в сторону. Формально можно проезжать с видом на жительство в ЕС, но в реальности все равно требуют паспорт. Остановка заняла минут 10, еще примерно минут 30 меня продержали в румынские пограничники. Сразу за пограничным пунктом множество ларьков с различными услугами. Тут же принимают оплату дорог – 3 евро, тут же можно обменять валюту. На всякий случай купил местных лей.

В Румынии у меня возникло ощущение, что я перенесся в Польшу 1990-х. Много каких-то маленьких магазинов, все что-то продают, но пока еще нет лоска современной европейской страны. Очень красивая, холмистая местность, достаточно удобная дорога. Но через населенные пункты. Машин много.

Иногда можно увидеть местных жителей, одеждой напоминающих беларусов глубинки. Глядя на пожилых румын, мне показалось, что они как оделись в 18 лет, так и проходили в этом следующие лет 70.

Мне кажется, последние лет 300 тут вообще ничего не менялось… Еще засветло успеваю проехать Трансильванию. Тут есть светофоры, но они везде мигают желтым, видимо, для экономии. Несмотря на довольно узкие дороги и ограничения скорости, местные жители просто „летают” по ним. На заправочных станциях оказалось, что я очень не зря менял деньги. Не везде принимали банковские карточки или евро. Вернее, евро почти нигде. С английским тоже туговато.

„Связь со спутником потеряна”

Хотя я не знаю ни венгерского, ни румынского, новости по радио во всех странах достаточно понятны. Украина, Россия, Путин, Зеленский. Об остальном можно догадаться.

Кое где есть куски автобана, в некоторых местах следы строительства, но очень немного. Остановился и поспал пару часов на неплохом паркинге, ведь впереди были горные дороги. Так как удача „сопутствовала” мне, то холмистую местность проехал засветло, а в темноте снова попал на серпантин.

Где-то на середине очередного подъема, как вишенка на торте, началась снежная буря. Незабываемые ощущения, куда более острые, чем в Малопольске. Сначало пропало радио, потом связь, а потом добрый женский голос из навигатора сообщил: „Связь со спутником потеряна”. И грузовики с лесом по встречке. И обрыв справа, гора слева. Зато теперь у меня есть опыт езды в Карпатах, в снежную бурю, и не только вверх, но и вниз.

Тут другие горы. Курортные местечки и горно-обогатительные комбинаты.  Как, наверное, интересно тут проехать туристом. Но вот уже и граница с Молдовой. Машин практически нет, дежурят волонтеры для помощи украинским беженцам.

Ехать назад всегда легче…

Опять плачу за дороги, покупаю местные деньги (за евро не заправляют даже на границе) и еду в Кишинев. У меня есть адрес гостиницы, но заехав в город, понимаю, что остался без связи. А адрес в навигаторе привел в другое место… Но, благо, попались отзывчивые таксисты. Тема более, моя машина в наклейках „Такси Варшава”.

Семья, которую мне предстояло везти, не спала всю ночь в ожидании. Я, как оптимист, говорил, что приеду к 12 ночи, а вышло к 5 утра. Небольшой отельчик, достаточно уютный. Но отдохнуть не получается, почти сразу выезжаем обратно. Из положительных моментов – есть второй водитель. И я могу поспать пару часов по дороге до границы.

В Кишиневе много машин с украинскими номерами, на выезде тоже. Мы немного беспокоимся насчет перехода границы с собакой без документа. Но напрасно. Пограничники достаточно приветливы, пока не видят беларусский паспорт. У мужчины вид на жительство в Украине и это немного успокаивает их. Тем не менее, контроль проходим дольше обычных украинских машин.

На обратной дороге по Румынии мне удается увидеть Карпаты днем. Это незабываемое. Вообще, только попадая в горы, несмотря на все сложности и перипетии меня переполняет восторг.

Мы иногда меняемся и до границы доезжаем достаточно быстро. Несмотря на то, что я не сплю уже третьи сутки, в сон особо не клонит. Хочется смотреть и все увидеть.  На каждой стоянке много украинцев. Но гораздо меньше, чем на трассе на Берлин. К вечеру подъезжаем к венгерской границе. Тут уже есть очередь на выезд, примерно на 2 часа.

Неожиданно Игоря венгерские пограничники приглашают снять отпечатки пальцев и сфотографироваться. Он приходит с листом бумаги – оказывается, они выдают ему такую шенгенскую визу.

Дальше уже проще. И вот мы прибываем в Варшаву. Они остаются переночевать и принять решение, что делать дальше.

Как я завидую тем, кого вывез домой!

Утром они решают ехать в Беларусь. Игорь гражданин РБ, у его жены когда-то был вид на жительство. Они очень хотят вернутся в Одессу, считают, что все это на пару недель. Да и квартиру в Минске снять проще и дешевле, чем в Варшаве или Кишиневе.

Так что выдвигаемся на Тересполь. Хорошая, быстрая трасса, практически пустая.  Погранкомитет Беларуси сообщает, что пройти границу можно пешком. На моей машине, со мной за рулем, заехать в родную страну невозможно. Проверив документы, совершенно неожиданно польский полицейский говорит: „Слава Украине!” Еще месяц назад это было не реально.

Миновав огромную очередь из фур, попадаем на пункт пропуска. И тут выясняется, что, конечно, проходить границу пешком нельзя. На нашу удачу, попадается брестский пустой микроавтобус, водитель долго мнётся, спрашивает паспорта. И объясняет, что беларуские пограничники не пускают украинцев без вида на жительство в Беларуси. Но у нас он есть. Семья грузится в автобус, а я остаюсь на польской территории: ждать, как благополучно они пройдут границу.

Тут есть кафе, людей мало.

Молодая пара украинцев ждет друзей, пытающихся прорваться из Беларуси. И уставшая девушка с двумя детьми. У нее истерика: она убежала из Луганска, с ИД-удостоверением. Паспорта нет. Беларусские пограничники разворачивают. Девушка истерично звонит в Минск, в погранкомитет, где ей говорят, что ехать можно. А на самом деле – нельзя. Это длится уже третьи сутки. И все трое суток рядом с ней маринуются двое смертельно уставших от бессонницы и нервотрепки сопровождающих поляков-волонтеров…

Ну а меня хорошая новость: раздается долгожданный звонок –  все благополучно!

И я возвращаюсь в Варшаву. В город, где пока еще нет войны….

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023