Categories: Социум

Не пустили в концлагерь: Беларусь теперь воспринимается не жертвой минувшей войны, а соучастницей нынешней

Директор фонда "Мемориалы Бухенвальд и Миттельбау-Дора" официально уведомил беларусское посольство в ФРГ о нежелательности участия его дипломатов в мероприятиях, приуроченные к 77-й годовщине освобождения концлагерей.

Внешнеполитическое ведомство Беларуси устами пресс-секретаря Анатолия Глаза возмутилось: «Неприглашение дипломатов на подобные мероприятия – это не банальный демарш, а прямое оскорбление, прежде всего, народов тех стран, которые внесли решающий вклад в разгром фашизма в Европе, и фактически плевок в лицо людям, которые пережили ужасы фашистских концлагерей».

Пресс-секретарь выразил надежду, что «диалог между Беларусью и Германией по тематике исторической памяти и взаимопримирения в перспективе продолжится, а подобные эмоциональные решения являются разовым исключением из правила и не нанесут непоправимого ущерба данному направлению взаимодействия».

Почему Беларусь оказалась изгоем даже на памятных мероприятиях? Как мир меняет свое отношение к Беларуси?

Поговорили с историком Игорем Кузнецовым.

– Беларусских дипломатов не пригласили на мероприятия из-за событий в Украине. И потом, в Харькове в результате артиллерийского обстрела российских войск погиб 96-летний Борис Романченко, который прошел через четыре нацистских концентрационных лагеря: Бухенвальд, Пенемюнде, Дора и Берген-Бельзен. Вот две главных причины.

– А при чем здесь Беларусь?

– Ее территория используется российскими войсками для нанесения ракетных ударов по Украине, российские войска используют и беларусские аэродромы, и всю инфраструктуру. Международное право квалифицирует подобные действия как соучастие в агрессии. Беларусь не принимает прямого участия в войне, Вооруженные силы не участвуют в боевых действиях, но территория используется в военных целях. Лично я именно так расцениваю, почему и Россия, и Беларусь оказались в черном списке организаторов мероприятия.

– Почему беларусский МИД так нервно отреагировал на действия организаторов?

– У каждой стороны своя позиция. Организаторы считают, что в условиях войны в Украине и прямой причастности к ней России, а косвенной – Беларуси является основанием для такого решения. Организаторы определяют, кого приглашать на мероприятие, а кого нет.

А МИД считает, что Беларусь пострадала во Второй мировой войне и никакая политика на это не должна влиять, узники – узниками, а война – войной.

Организаторы жестко отреагировали на смерть узника Бухенвальда, которых можно уже на пальцах пересчитать, а в Минске это восприняли как очередной недружественный шаг со стороны Запада.

Беларусские власти не ощущают никакой связи между Второй мировой войной и войной в Украине. А организаторы, по всей видимости, видят прямую связь.

В данном случае мнения примирить невозможно: право организаторов – приглашать или нет. Мотивы немецкой стороны МИД не принимает, считает это неправильным.

– Похоже, Европа пересматривает имидж Беларуси, которая до недавнего времени воспринималась как жертва фашизма.

– Точнее, не в Европе, а в мире пересматривают статус Беларуси: на уровне ООН, ОБСЕ, других международных структур. Все называется своими именами. Процесс только начался, насколько по времени он затянется – зависит от развития событий в Украине. Если удастся заключить мир, а российские войска уйдут с территории Украины, значит, наверное, и санкционный режим будет снят полностью или частично, и беларусских дипломатов опять станут приглашать на европейские мероприятия. Но мы говорим о ситуации сегодня.

Естественно, отношение к Беларуси меняется: мы каждый день видим потери и военных, и гибель гражданского населения, смерть детей. Другой вопрос – не знаем конкретных цифр, но речь ведь не об одном-двух погибших, а о сотнях и тысячах. Поэтому чем дольше будет длиться война, тем глубже будет меняться отношение, в том числе и к Беларуси.

– Украина просит Польшу, страны Балтии с просьбой о полном закрытии границы с Беларусью. Беларусь оказалась в международной блокаде?

– Да, это звенья одной цепи. Все жесткие меры применяются в отношении России, но учитывая наше расположение (мы граничим с Польшей, Литвой, Эстонией, Латвией), то санкции вводятся фактически против двух государств. А почему вводятся санкции? Да потому что грузы через Беларусь идут в Россию, а Россия сейчас в режиме жестких санкций. Закрытие границы позволит предотвратить доставки товаров.

Мы наблюдаем целую цепочку действий, направленных на изоляцию страны: прекращено авиасообщение, транспортное сообщение, на границе уже стоят километровые очереди машин с грузами, которые следуют из Беларуси в Россию и наоборот. Все это напоминает довольно жесткую блокаду. И если война не прекратится, то санкции будут ужесточаться еще больше, а блокада усиливаться.

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023