Беларусь бы озолотилась, торгуй она со всем миром, как с Украиной
О трёх странах (Россия, Китай, Италия), с которыми Беларусь торгует в убыток себе больше всего, я уже рассказал читателям. Сегодня обратимся к противоположному полюсу. Кто входит в ту первую тройку, с которой Беларусь имеет самые крупные барыши? Вы не поверите! Как и в предыдущем материале, используем официальные данные Белстата о внешней торговле за 2021 год.
Выгоднее южных соседей— нет
Замечательно было торговать с Украиной! Здесь мы в солидном плюсе — 3,9 миллиарда долларов. Неиссякаемым потоком шли к нашим южным соседям нефтепродукты: дизтопливо, бензин, битум…
Ситуация сама по себе удивительна. В 2021 году отношения между Россией и Украиной были, мягко говоря, натянутыми. А российский партнёр, товарищ и друг по союзному государству методично все 12 месяцев поставлял горюче-смазочные материалы в Украину. Те самые ГСМС, которые использует украинская военная техника. Впрочем, чего уж тут винить белорусов. В конце концов и бензин, и солярка, и керосин — продукт переработки не белорусской, а российской нефти.
Хотел написать, что российские олигархи на этом неплохо нажились. Но тут же вынужден себя поправить — пресс-секретарь Владимира Путина на-днях публично заявил: олигархов в России нет. Есть лишь бизнесмены — честные и порядочные , против которых почему-то вводят санкции.
Хотя лично мне слово «олигарх» очень нравится. С тех пор как услышал его вживую от Аркадия Ивановича Вольского. Для тех, кто не в курсе, расскажу, что
Аркадий Иванович— один из архитекторов перестройки. Не такой как Горбачёв, Яковлев или Ельцин. Но все же человек известный. Заведовал отделом машиностроения в ЦК КПСС, был помощником у двух генсеков — Юрия Андропова и
Константина Черненко. А в Минск он приезжал несколько раз. Будучи первым президентом Российского союза промышленников и предпринимателей, он с каким-то особым удовольствием смаковал это новое словечко.
А на встрече с белорусскими коллегами запомнился и провидческой шуткой. Дело шло к президентским выборам 2001 года. И тогда кое-кто рассматривал в качестве альтернативы Лукашенко бывшего генерального директора Минского тракторного завода Михаила Васильевича Леонова. «Нет, двух Леоновых одной Беларуси не выдюжить», — посмеивался Аркадий Иванович. Имея ввиду второго Леонова — экс-министра сельского хозяйства, Василия Севастьяновича . В итоге наш земляк (а Аркадий Иванович родом из Добруша) как в воду глядел.
Но вернёмся к делам беларусско-украинским. Помимо нефтепродуктов, «плюсовые» деньги давали поставки удобрений, периодически включаемая по просьбе украинской стороны электроэнергия. Неплохо подработали и на поставке автобусов, хотя тут было и не все просто.
К примеру, киевский мэр Виталий Кличко, исходя из соотношения «цена—качество» эту сделку одобрил. А городское руководства Львова и Тернополя не захотело через такие покупки «поддерживать диктатуру в Беларуси». Словом, больше чем Беларусь в Украину поставили всего 4 государства: Китай, Германия, Россия и Польша. Мы же для Украины только 14-ый торговый партнёр. Таких приоритетов, как нефтепродукты и удобрения, у наших соседей нет.
И конечно, мы не смогли в очередной раз не схитрить. Беларусские статистики
утверждают, что мы продали соседям товаров на 4,9 миллиарда долларов. Украинцы отвечают, что только на 4,2 миллиарда. Куда же задевались 600 миллионов? Ответ известен — это продажи в Крым, ДНР и ЛНР.
Морской порт— Роттердам
Второй по прибыльности торговый партнёр Беларуси— Нидерланды.
Здесь плюс составил 1,9 миллиарда долларов. Если учесть, что годом раньше речь шла всего лишь о 300 миллионов долларов, то сразу возникает вопрос: откуда такой безумный рост?
Проще всего объяснить эту головоломку заменой послов. Мол, приехал Андрей Евдоченко, кандидат экономических наук, выходец из министерства внешних экономических связей ещё времён Михаила Маринича. Он оперативно разобрался с проблемами и показатели резко рванули вверх.
Схема, на первый взгляд, привлекательная. Но она на самом деле очень далека от реальности. Ибо при предшественнике Евдоченко – Николае Борисевиче были года, когда положительное сальдо переваливало за миллиард долларов.
Секрет здесь не в персоналиях, а в Роттердаме. И даже не в самом городе, а в крупнейшем в Европе морском порте. Он много лет является перевалочной базой белорусских нефтепродуктов в Западную Европу. И чем больше поставок бензина, керосина, дизтоплива, тем выше плюсовое сальдо.
Другое дело, что в разные годы беларусские власти по-разному пользуются возможностями. Отсюда и такие перепады. Иногда предпочтение отдаётся портам Великобритании. И тогда сальдо с островным государством резко увеличивается, а с Нидерландами падает.
А из Нидерландов в Беларусь больше всего экспортируют цветы, лекарства и бэушную одежду для сэконд-хэндов. А вот сельхозпродукцию и продовольствие голландцы предпочитают продавать в Европу. Здесь им равных нет.
Справились и без послов
Замыкает тройку самых выгодных торговых партнёров Беларуси Литва. Положительное сальдо для нас в минувшем году составило — 1,1 миллиарда долларов. Создалось оно прежде всего за счёт продаж нефтепродуктов, минеральных удобрений, полимеров. Заметно приросло в прошлом году и количество белорусской древесины. Не будем забывать, что Литва ещё и коридор для наших товаров в третьи страны.
И это при том, что посольства обеих стран значительную часть прошлого года работали в непростом режиме. «Война» с Литвой прежде всего задела внешнеполитические ведомства.
Официальный Минск никак не мог смириться с наделением офиса Светланы Тихановской дипломатическим статусом. Посол Литвы в Беларуси Андрюс Пулонис вернулся на родину с формулировкой «из-за окончания сроков полномочий».
Воспользоваться таким же тезисом белорусский МИД просто не мог, ибо Валерий Барановский вручил свои верительные грамоты президенту Науседе только 28 августа 2019 года. Дипломата просто вернули в Минск. И, похоже, налаживать отношения пока не собираются. Иначе чем объяснить, что Барановский уже давно посол в другом государстве — на далеком острове свободы — на Кубе.
Пока же обе дипмиссии работают в сильно усечённых составах. А может, для беларусской внешней торговли так на самом деле лучше?!
Сергей Большаков