5 версий: почему дали ход «Делу профсоюзов»
Вчера, 20 апреля, появилась информация о двух десятках задержанных активистов и лидеров беларусских независимых профсоюзов.
Кто в прицеле
В прицел силовиков попали Беларусский Конгресс Демократических профсоюзов (БКДП), Свободный Профсоюз Металлистов (СПМ), Свободный Профсоюз Беларусский (СПБ), Профсоюз Работников Радиоэлектронной Промышленности (РЭП). В офисах всех объединений, за исключением БНП, прошли обыски.
Александр Ярошук, Сергей Антусевич, Геннадий Федынич, Юрий Беляков и многие другие так и не вышли на свободу после допроса. На вчерашний вечер была информация лишь об одном отпущенном домой. Это рэповец Игорь Комлик.
Я долгое время был активистом профсоюза РЭП, исполнял обязанности председателя его Минской областной организации. Многих задержанных знаю лично.
Это не первое дело против моих коллег и друзей. До этого обходилось рутинными обысками, запугиванием активистов, политическими увольнениями. Только Геннадий Федынич и Игорь Комлик подверглись уголовному преследованию.
Внутренняя причина
Профсоюзное движение всегда высоко оценивалось Александром Лукашенко и государственной пропагандой. На самых сложных для власти президентских выборах-2020 его кампанией занимался „желтый” по международной классификации профсоюз под руководством Михаила Орды (то есть – находящийся под контролем нанимателя).
А независимые профсоюзы реально работали на местах, в отличии от провластных имели авторитет у простых рабочих. И рабочие знали, что мы займем их сторону в конфликтных ситуациях, поможем в судах. Миллионы рублей было возвращено незаслуженно обиженным обычным труженикам. Наиболее сильным был РЭП, имеющий структуры по всей Беларуси.
Внешняя причина
Международная Организация Труда (МОТ) имеет возможности накладывать свои, очень неприятные для страны санкции. Государства стараются не трогать профсоюзы, ведь это может привести даже к саботажу поставок продукции в страну. Например, рабочие просто откажутся делать продукцию для государства-агрессора. Основную роль на международной арене играл БКДП, Александра Ярошука и Сергея Антусевича часто можно было увидеть на зарубежных мероприятиях. А вот представителей государственных профсоюзов иностранное трудовое сообщество откровенно чуралось.
Десятками тысяч репрессированных, пытками, угрозами, шантажом беларуским властям удалось зачистить протестный актив, в том числе и профсоюзный, запугать простых граждан страны. Внутренних значимых протестов по делу профсоюзов они не ожидают. Критическая экономическая ситуация в стране заставляет людей держаться за место работы, пусть даже низкооплачиваемое.
Если говорить о международном давлении, то после пособничества беларусских властей российской военной агрессии в Украине страна оказалась под максимальным санкционным давлением за всю историю прихода к власти Александра Лукашенко. Поэтому дополнительные потери экономики Беларуси, как мертвому припарка.
Почему именно сейчас взялись за профсоюзное движение?
-
Европейский вектор
Беларусские власти окончательно закрывают его для себя. Косвенно это подтверждают слова посла России в Беларуси Бориса Грызлова, говорившего накануне об углубленной интеграции в самое ближайшее время.
-
Боязнь конкуренции
Беларусские власти рассматривают профсоюзных лидеров как тех, кто сможет объединить под собой всех гражданских активистов, все политические силы, находящиеся в Беларуси.
-
Плановый подход
Конвейер репрессий нельзя остановить. Силовиков необходимо подкармливать новыми жертвами. На данный момент фактически разгромлены гражданские общественные организации, поэтому переход к профсоюзному движению в данном ключе выглядит логично. Следящими жертвами станут политические партии. И не только оппозиционные.
-
Захват заложников
Власти часто практикуют мягкие приговоры или помилование осужденных оппозиционеров в обмен на уступки от ЕС. Правда, до этого речь обычно шла о нескольких десятках политзаключенных. Сейчас торг идет оптом, возможно „профсоюзникам” выделят отдельный лот.
-
Саботаж
За последние несколько лет на некоторых беларусских предприятиях произошли сбои в работе, которые власти рассматривают как террористические акты. Кроме этого, не все уголовные дела по фактам повреждения железнодорожных путей имеют своих обвиняемых. Властям вполне в силах сделать из независимых профсоюзов „террористические организации”. В пользу этой версии говорит то, что еще 7 апреля профсоюз РЭП признан «экстремистским формированием», а в постановлениях на обыск несколько десятков статей. Можно сказать, на вкус следователя.
Нельзя откидывать и личную неприязнь Лукашенко к Федыничу и Ярошуку.
Формальные обвинения, которые в ближайшее время озвучат беларусские силовики, не прольют свет на истинные причины фактического разгрома независимого профсоюзного движения Беларуси. А заплатят за это, в очередной раз, простые беларусские граждане.