Categories: Политика

Между соблазном мести и необходимостью реформ

Январь для Казахстана стал трагическим испытанием: во время протестов и массовых беспорядков погибли 227 человек. Тогда многие сочли, что после восстановления контроля над ситуацией власть начнет беспощадные разборки с оппозицией, закрутит гайки в экономике и политике – хорошо знакомый по Беларусі сценарий. Но там пошло не так…

Альтернативы в реальности нет

В середине марта президент Касым-Жомарт Токаев выступил с посланием народу страны:

«После трагического января некоторые эксперты и госслужащие советовали мне не торопиться, отложить дальнейшие преобразования до лучших времен, дескать зачем менять систему, если её можно использовать в собственных интересах. Другие вполне обоснованно опасались разгула уличной демократии, предрекая различные негативные сценарии наподобие горбачёвской перестройки. Тем более геополитическая обстановка крайне осложнилась».

Но вместо этого лидер обозначил ряд серьезных реформ. Конечная цель, по словам Токаева, — Новый Казахстан и Вторая республика. Альтернативы нет:

«В противном случае — застой. — Его разрушительные последствия мы видели из недавней советской истории. Да и январские события в некоторой степени стали следствием отечественного застоя».

Для перехода от благих намерений к реальной практике до конца года в Казахстане необходимо принять 20 законов. При этом в более чем 30 статей Основного закона республики будут внесены изменения. Ясно, что потребуется достаточно много времени – в течение года минимум, так что ожидать сиюминутных перемен не приходится. Пока можно говорить лишь о направлении, в котором движется во многом близкая Беларуси страна.

Новый Казахстан – это обновление общества и нации

Что до политической трансформации, то ее продекларированная цель – формирование честных и справедливых правил игры, искоренение фаворитизма и монополии во всех сферах жизни.

И тут есть некие параллели с тем, о чем толкуют во властных коридорах Минска. Но если у нас долгое время ориентировались исключительно на опыт Назарбаева, то в Казахстане его фактически демонтируют.

Речь, прежде всего, идёт об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом.

«Предлагаю законодательно оформить обязанность президента прекратить членство в партии на период своих полномочий. Данная норма повысит политическую конкуренцию, обеспечит равные условия для развития всех партий.Тем самым мы избавим будущих лидеров страны от соблазна подмять под себя основные политические институты. Исходя из этой же логики, следует ввести в наше законодательство положение об обязательном выходе из партии председателя и членов ЦИК, счётного комитета и конституционного совета», — предложил Токаев.

На его взгляд, сращивание партийных структур с госаппаратом, политическое доминирование ведет к социальному паразитированию и деградации государства.

Причем права своеобразного сидения на двух стульях сразу лишаются не только чиновники центрального звена, но и регионального уровня. Акимы, их заместители также будут вынуждены покинуть партийные филиалы.

Среди прочего, такой ход позволит сформировать многополюсную партийную систему. Для ее создания уничтожаются многочисленные бюрократические препоны во время регистрации партий, например, снижается порог необходимого количества их членов.

В Казахстане планируется внедрение смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы с соотношением 70 на 30 в мажилисе и 50 на 50 в областных маслихатах.

Это поможет максимально охватить электоральный ландшафт страны, по способствует учету всего спектра взглядов и убеждений граждан.

Оглашена также инициатива по созданию единой электронной базы избирателей, что позволит избирателям голосовать на любом участке, но лишь один раз. Это реально помогает тем, кто прописан в других городах.

«Важный урок трагического января состоит в том, что концентрация полномочий в руках высшего должностного лица в государстве неоправданно усиливает влияние приближенных к нему лиц и финансово-олигархических групп. И они воспринимают государство как личную вотчину. Непотизм, в какой бы стране он не был, неизбежно приводит к отрицательной кадровой селекции, становится благодатной почвой для расцвета коррупции», — подчеркнул глава государства.

Еще одна политическая новинка – запрет ближайшим родственникам президента на занятие должностей политических, государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе. Эту норму предлагается закрепить в Конституции страны.

Существенно урезаются и полномочия самого президента. Цель – уничтожение тотальной практики ручного управления государством и регионами, стимулирование инициативы местной власти и актива в регионах. То есть – упрочение процесса демократизации общества, без которого говорить о Новом Казахстане не приходится.

Вторая республика это обновление государственной модели

Политическое переформатирование затронет и парламент.

Например, вводится норма, предполагающая право Сената (верхней палаты) только одобрять или не одобрять законы, уже принятые Мажилисом (нижней палатой).

Сенат укрепит свою роль в качестве органа, который целенаправленно отстаивает интересы регионов, слабо представленных социальных и этнических групп.

Уходит в прошлое и хорошо известная в Беларуси безальтернативное назначение президентом руководителей регионов. Он будет учитывать мнение местных депутатов, куда, по логике реформы, войдет весь политический спектр – следовательно, игра в видимость демократии в таком важном вопросе исключается.

Касым-Жомарт Токаев заявил о постепенном переходе Казахстана к системе местного самоуправления. Маслихаты станут ее ключевым звеном и будут получать финансирование напрямую, без посредства вышестоящих акимов.

Кроме того, глава государства предложил создать Конституционный суд и упразднить смертную казнь.

Предложена и административно-территориальная реформа: так, озвучена идея разделить Алматинскую область на две и решить проблемы агломерации Алматы.

Кстати, новый центр обновленного региона город Капшагай с большой долей вероятности переименуютв Кунаев – в честь предшественника Назарбаева на посту руководителя компартии республики.

Отношение экспертов к пакету реформ от президента

Объявивший о предстоящем создании новой политической партии «Доверие народа» отставной дипломат Казбек Бейсебаев в беседе с DW заметил:

«Это был очень сильный ход – создание трех новых областей, территории которых тесно связаны с историей становления казахской нации. Токаев практически увел от внимание населения на второй план политические реформы и тему проблем в экономике. Их никто, кроме политологов, не обсуждает. Народ радуется – Семей, Улытау, возрождение колыбели нации, Алаш-Орда… Но есть ведь и обратная сторона медали в виде появления новых обладминистраций, создания представительных органов, освоения бюджетов.

Не увидел также чего-либо особенного в происходящшем известный бизнесмен Булат Абилов, объявивший о своем намерении через два года баллотироваться на пост президента Казахстана. Онобратился к Токаеву с просьбой полностью отменить закон «О первом президенте» и лишить Нурсултана Назарбаева статуса Елбасы (лидера нации) вместе с оставшимися у него привилегиями.

Вместе с тем Абилов не стал подвергать Токаева жесткой критике: «Надо же трезво смотреть на вещи! Мы все понимали, что Токаев не распустит парламент, который ему полностью подконтролен, и оставит себе все рычаги власти. Назначение акимов в областях и городах республиканского значения, президентская квота при назначении депутатов парламента (было 15, стало 10) — все это далеко от демократии и фактически является той же суперпрезидентской формой правления».

Политический эксперт Ерлан Саиров отметил, что сейчас порядка 10 групп инициируют создание различных партий.

Он также отметил, что массового оттока из правящей партии не предвидится, несмотря на то, что президент уйдет с поста председателя.

Вместо послесловия

«В этом нестабильно изменчивом мире наш Казахстан никому не нужен, кроме нас самих», — сказал президент в заключение своего послания. — Поэтому нет для меня выше ценности, чем благополучие страны и целостности моей земли. Меня в первую очередь беспокоит будущее моего народа. Для меня крайне важная задача — это защитить государство, нежели оценка различными людьми моей деятельности. И на этом пути я готов взять всю ответственность на себя».

Что ж, похожий пассаж мы не один раз слышали в Минске. Теперь остается посмотреть, как реализуют на практике заявленное в Казахстане.

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023