Ни тайных, ни сепаратных переговоров с западными дипломатами больше не будет?
Европейцы считают, что глава беларусского государства перестал делиться с министром внешнеполитического ведомства своими планами
Как измерить «уровень профессионализма»?
История с письмом министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея в Брюссель и некоторым своим европейским коллегам получила продолжение, когда в дело вмешался пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Анатолий Глаз.
В комментарии «говорящей головы» МИДа просто не мог не резануть слух такой пассаж: «А тот, кто слил дипломатический документ в сми, показал свой уровень профессионализма…»
Законы и правила дипломатии формировались веками. В Московском государственном институте международных отношений на эту тему читаются спецкурсы. И даже не один, а несколько. И ни в одном из них в качестве положительного примера не найдёшь такого, чтобы дипломат одной страны публично давал оценку профессиональному уровню коллеги из другой страны. Тем более в ситуации, когда ранги дипломатов — министр и пресс-секретарь — несопоставимы.
Конечно, дипломаты не святые. Они тоже ошибаются, допускают порой неосмотрительные высказывания, неудачно шутят… Но все это не выносится по горячим следам на общественный суд. Посмаковать подробности, рассказать о чем-то неординарном — для этого и существуют мемуары. Именно поэтому с таким любопытством и «проглатывается» подобная литература.
С уходом с поста пресс-секретаря Дмитрия Мирончика и появлением на его месте Анатолия Глаза манера подачи информации внешнеполитическим ведомством начала постепенно меняться. Вначале это было не так заметно. Новый чиновник искал свой стиль. И он «чудесно» нашёлся сразу после президентских выборов. Разухабистый стиль, что самой информации, что поведения пресс-секретаря становились притчей во языцех.
«Нарочито хамоватое удальство не заменит аргументацию и стиль». Так сказал о «творчестве» Глаза Макей. Нет, не Владимир Макей, а старший сын министра — Виталий. Профессиональный опыт даёт ему такое право. Виталий работал в США, Западной Европе. К тому же, оценку Глазу он давал уже покинув министерство. Не будем сейчас вмешиваться в отношения отца и сына. Тем более, что Макей-старший называет это своей личной болью.
Дипломаты ограничены в информации?
Разбирать известное послание министра иностранных дел господина Макея и реакцию тех, кому оно предназначалось, нет никакой необходимости – об этом уже немало написано и сказано.
Я же хочу поделиться новой информацией.
Удалось откровенно побеседовать с двумя дипломатами из европейских стран, которые и сегодня работают в Минске. На вопрос о перспективах диалога между Минском и Брюсселем оба ответили одинаково: сейчас это невозможно. Ни открыто, ни закулисно, ни сепаратно.
А на второй вопрос: когда такое станет возможным, оба тоже дали одинаковый ответ: после того, как в Беларуси появится новый министр иностранных дел.
По словам моих собеседников, дело теперь не в самой личности Макея. Неважно, пророссийский он или прозападный, откровенный или скрытный, дружелюбный или заносчивый… Главное — он перестал быть компетентным партнером.
В европейских столицах сейчас сложилось впечатление, что глава МИДа больше не пользуется доверием главы государства. Почему так произошло, непонятно. Но на западе все больше и больше убеждаются — лидер Беларуси не ставит в известность министра иностранных дел о самых важных решениях.
Так было уже ни один раз. Самое яркое подтверждение этому — публичное заявление Макея о том, что на следующий день после завершения совместных военных учений в Беларуси не останется ни одного российского военного. Какие после этого могут быть переговоры?!
Кстати, нынешний глава внешнеполитического ведомства уже держит рекорд по «долгожительности» на этом посту среди всех своих предшественников — впервые он сел в министерское кресло ещё 20 августа 2012 года.
Уйдёт Макей, за ним — и Глаз?
То, что Анатолий Глаз — креатура Владимира Макея, известно в министерстве каждому. Они ещё раньше работали вместе. Когда Макей возглавлял президентскую Администрацию, там же подвизался и Глаз, выполняя по сути функции пресс-секретаря. Так что нынешний тандем это только повторение прошлого. Нет сомнений, что после ухода Макея уйдёт и Глаз. Весь вопрос только в том, где он будет работать?
Дмитрий Мирончик, предшественник, отправился послом в Швецию. Претендентов на эту завидную должность оказалось немало. Но у Мирончика были свои козыри. Во-первых, он успешно справлялся со своими обязанностями и заслужил поощрения. Во-вторых, он был вхож в семью Лукашенко. Со старшим сыном главы государства Виктором учился в одной группе на факультете международных отношений в Белгосуниверситете. И даже был там старостой группы. А незадолго до отъезда в Швецию Мирончик все чаще стал привлекаться в качестве личного переводчика главы государства.
Министр Макей пытался назначить Глаза послом в Италию. Но официальный Рим учёл репутацию пресс-секретаря и не дал согласия на его приезд. А чуть позже Глаз и вовсе попал под европейские санкции. Так что теперь возможности его передвижения существенно ограничены.
Сергей Большаков