Валерий Карбалевич: Возвращение к натуральному образу
В этом году празднование Дня Победы в России и Беларуси было особенным. Очевидным фоном для этого стала война России против Украины.
Вы не обязаны меняться, выживание – дело добровольное.
Уильям Деминг
Как используется праздник 9 мая
Как известно, в России идея Победы в прошлой войне стала идеологическим оправданием имперского реванша за развал Советского Союза, конфликта с Западом, нынешней агрессии против украинского народа.
В Беларуси Лукашенко использует образ наследника Победы над фашизмом для оправдания диктатуры. Предпринимается попытка отождествить все белорусское протестное сообщество с нацистами. Дескать, протестующие в 2020 году выходили на улицы под бело-красно-белым флагом, который использовали коллаборационисты во время войны, так что все, кто против Лукашенко, –ополитические наследники нацистов.
Поэтому было очевидно, что белорусское и российское руководство попытается использовать День Победы 9 мая, чтобы связать две войны, представить нынешнюю агрессию против Украины как продолжение войны против фашизма. Так и случилось.
Из выступлений Путина и Лукашенко вырисовывается сюрреалистическая картина противостояния России и Беларуси «мировому нацизму».
Речь Путина
В России военные парады прошли в 28 городах. Однако московский парад не впечатлил. Даже авиационную часть отменили. Никто из иностранных лидеров не посетил Москву в этот день. Даже Лукашенко не приехал.
Все ожидали, что Путин воспользуется этим сакральным для России праздником, чтобы сделать какие-то знаковые заявления. Объявит официально войну Украине, заявит о мобилизации, уточнит цели «спецоперации» в Украине или провозгласит, что одержана победа.
Но ничего знакового не прозвучало. Война в Украине идет настолько неудачно для Кремля, что невозможно говорить даже о какой-то промежуточной победе. Захватить Донецкую и Луганскую области к 9 мая не удалось, даже Мариуполь продолжает сражаться (8 мая его защитники дали пресс-конференцию в прямом эфире). Никаких новых планов или стратегий озвучено не было, потому что, видимо, их просто не существует. Путин не может ничего предложить, чтобы изменить ситуацию. Наоборот, он был вынужден признать, хотя и косвенно, большие потери, которые понесли Вооруженные силы России.
Разве что привлекла внимание фраза Путина о том, что российская армия воюет на «своей земле». То есть, по мнению Кремля, никакой Украины не существует, украинская территория — это российская земля.
Жесткая антизападная риторика
Если говорить о выступлении Лукашенко, то на этот раз он, кажется, превзошел самого себя. Его выступление 9 мая было самым антизападным и антиукраинским выпадом за все время пребывания во власти.
Напомню, неделю назад в интервью Associated Press Лукашенко пытался выглядеть голубем мира, много говорил о своем миролюбии, необходимости остановить войну.
Его выступление 9 мая, напротив, было пронизано крайне жесткой антизападной риторикой. Был использован странный прием – обращение к народам Запада через голову их правительств. Дескать, вас обманывают, а я вам скажу правду. Это попытка реанимировать методы советской политики. СССР призывал рабочих капиталистических стран подняться на классовую борьбу против угнетателей. Но это все стрельба вхолостую, потому что идеологемы Лукашенко не работают за пределами Беларуси и России.
Также Лукашенко до сих пор не использовал такую агрессивную антиукраинскую риторику, как 9 мая. Он заявил, что фашисты захватили власть в Украине, «сделали нацизм государственной идеологией» и что «нацбаты истребляют свой народ по этническому признаку». То есть Лукашенко сейчас повторяет самые одиозные нарративы российской пропаганды.
Как всегда, Лукашенко был противоречив, высказывая противоположные, взаимоисключающие мысли. Сначала он сказал, что «на белорусов, россиян, которые снова ведут борьбу с этим злом мировым, смотрят миллиарды людей». А потом заметил, что пятьдесят стран объединились против Беларуси и России, «последним оплотом нашей цивилизации». То есть он признал, что Минск и Москва находятся в глухой международной изоляции. Так где же те миллиарды, которые будто бы с надеждой смотрят на Лукашенко и Путина?
Попытки навести мосты с Западом провалились
Откуда вдруг такая агрессия, нескрываемая злость? Похоже, он понял, что его попытки навести мосты с Западом провалились. Там не хотят его слышать. В эпоху глобального конфликта нюансы, типа утверждения Лукашенко, что наша армия не воюет, не воспринимаются. Война все упрощает и делает ситуацию черно-белой.
В частности, эксперты объясняют его взрыв ярости реакцией на заявление саммита «большой семерки» (G7), которое гласит: «Мы приложим все усилия, чтобы привлечь президента Путина, а также организаторов и пособников этой агрессии, включая режим Лукашенко в Беларуси, к ответственности за свои действия в соответствии с международным правом».
Лукашенко возмутило, что на торжества не пришли послы западных стран. Дескать, в Хатынь приезжали, а сейчас до площади Победы не дошли. Дело в том, что поездка в Хатынь в прошлом году была еще до войны в Украине. А соучастие в агрессии в корне все меняет.
Кроме всего прочего, нынешнее обвинение в адрес Запада – это попытка оправдаться за социально-экономическое положение, в котором оказалась Беларусь после введения санкций, перевести стрелки на внешних врагов, якобы мечтающих «загнать славян в новое рабство».
А в целом Лукашенко вернулся к себе, к своему натуральному образу борца с западной цивилизацией. В этом образе он гармоничен, естественен. Не нужно притворяться, играть чужую, придуманную роль «миротворца», «донора региональной безопасности», как в 2014-2019 гг.
Над народом
Примечательно, что в этот раз, в отличие от предыдущих лет, на шествии в Минске было большое количество людей. Это все еще стремление компенсировать травму 2020 года, когда сотни тысяч людей стояли на улицах и площадях, скандируя: «Уходи!». Он пытается доказать, что сейчас в его поддержку выходят тысячи людей.
И далее. Лукашенко не участвовал в шествии, как это было раньше. Теперь он не вместе с народом, а над народом. Сейчас он взобрался на условную трибуну Мавзолея и наблюдает сверху, как его приветствуют.
И еще картина маслом. К монументу Победы первым шел сам Лукашенко, потом трое его сыновей. И только потом – другие государственные руководители. Все должны видеть эту диспозицию, отмеренную дистанцию и хорошо ее понимать. «Сталинским» судебным приговорам политическим оппонентам, «сталинскому» законодательству (смертная казнь за оппозиционную деятельность, приравненную к терроризму) обязательно должен сопутствовать сталинский «культ личности». Режим личной власти приобретает завершенную внешнюю форму, находит полную гармонию с авторитарным содержанием.
11.05.2022 г.