Валерий Карбалевич: Одиночество вдвоем
Встреча лидеров ОДКБ ознаменовала серьезный провал внешней политики России. Фактически она осталась без союзников. Точнее, с единственным союзником.
Нельзя лечить свои болезни чужим здоровьем.
Александр Солженицын
Саммит ОДКБ
Война России против Украины продолжается уже почти три месяца. Событие, вызвавшее международное землетрясение. На это отреагировали ООН, различные международные организации (спортивные и т. д.), и только ОДКБ, военно-политический союз, созданный РФ, промолчал. Лукашенко по этому поводу возмущался, утверждал, что Украина первой напала на Беларусь и Россию, поэтому, согласно Уставу ОДКБ, на помощь «жертвам агрессии» должны были прийти другие члены организации. Он публично призвал союзников собраться и серьезно поговорить. И действительно, долгое молчание ОДКБ стало слишком громким и заметным.
Возможно, это молчание длилось бы и дальше, если бы не подоспел юбилей создания организации – 30 лет. Поэтому пришлось к круглой дате собраться, совершить необходимый ритуал, принять какое-то заявление.
И тут выявилось разночтение относительно самого формата мероприятия. Видимо, даже этот вопрос вызвал споры. Как его назвать? На сайте ОДКБ мероприятие 16 мая названо «встречей лидеров государств – членов ОДКБ», посвященной юбилею. А торжественная встреча не предусматривает какой-то официальной повестки дня, принятия соответствующих решений. На сайте Лукашенко мероприятие называется «саммитом ОДКБ». А принятый по итогам заседания документ получил название «Заявление Совета коллективной безопасности ОДКБ». Таким образом, вопрос – что это было? – так и остался открытым.
Весьма показательными были выступления руководителей государств-членов ОДКБ. Путин говорил о вероломном Западе, США, «нацистской» Украине. Он осторожно отметил «важность самой тесной координации между участниками ОДКБ в сфере внешней политики, согласованных действий в ООН и на других многосторонних площадках».
Лукашенко вслед за Путиным не только стремился переориентировать ОДКБ в организацию, противостоящую НАТО, превратить ее в Анти-Запад, но и перешел прямо к упрекам в адрес союзников:
«Однако можно ли сегодня утверждать, что мы в нашей Организации вместе и все так же связаны узами солидарности и поддержки. Как показывают последние события, с нашей точки зрения (может, я ошибаюсь), похоже, нет. Чего только стоит запрет отдельными партнерами по ОДКБ полетов к ним самолетов национальных авиакомпаний других государств – членов этой Организации. На фоне жесточайшего, оголтелого санкционного прессинга со стороны консолидированного Запада постулаты единства и солидарности срабатывают далеко не всегда. Это видно, к сожалению, по голосованию в международных организациях. С молчаливого согласия наших партнеров Беларусь и Россия вопреки всем законам международной жизни по прихоти Запада шельмуются и исключаются из международных организаций».
А что ответили лидеры Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Армении на этот боевой клич союзников? С точки зрения пожеланий Путина и Лукашенко – ничего. А в ответ – тишина. Коварное НАТО, «нацистскую» Украину не заметили, говорили о своём. Руководители государств Центральной Азии рассказывали о потенциальной угрозе со стороны Афганистана. Армянский лидер Никол Пашинян, как всегда, вспомнил о своем конфликте с Азербайджаном. И в итоговом заявлении ничего не сказано о политической поддержке России и Беларуси в противостоянии с Украиной и Западом.
И это молчание очень красноречиво. Оно демонстрирует серьезный провал российской внешней политики. Фактически она осталась без союзников. Точнее, с единственным союзником.
После войны России с Грузией в 2008 году и после захвата Россией Крыма и Донбасса в 2014 г. позиция ОДКБ была осторожной, но более пророссийской. Сейчас ситуация другая. Члены ОДКБ не пошли в поддержке России вслед за Беларусью. И тому есть ряд причин.
Во-первых, Путин перед нападением на Украину констатировал, что не признает результаты распада СССР, границы, которые были зафиксированы в 1991 году. И заявляет о своем историческом, моральном, а значит, и политическом праве подвергнуть ревизии, пересмотреть то, что он неоднократно называл «геополитической катастрофой». Президент России считает, что пора восстановить справедливость, вернуть русские земли на историческую родину. Поэтому лидеры других постсоветских государств боятся повторить судьбу Украины.
Кроме того, беспрецедентно решительные и жесткие санкции Запада против России имели два последствия. С одной стороны, постсоветские страны боятся ссориться с Западом, который продемонстрировал силу. Никто не хочет подвергаться санкциям.
С другой стороны, санкции сильно ослабляют Россию. Теперь она не может быть полноценным покровителем, спонсором и гарантом безопасности государств-членов ОДКБ. Его участникам нужно искать другие варианты.
После саммита ОДКБ состоялась встреча Лукашенко с Путиным. Обсуждали тему совместного преодоления последствий санкций. Вроде бы договорились об импортозамещении и перевалке белорусских грузов в портах России. Вопросы не новые, обсуждаются не в первый раз. Но Путин не любит заниматься такой мелочевкой, рутиной, поэтому вряд ли стороны договорились о чем-то конкретном.
Милитаристские игры
Обсуждалась на встрече Лукашенко с Путиным и тема сотрудничества в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Еще 10 мая Лукашенко неожиданно начал хвастаться, что в Беларуси вскоре появятся ракеты, которые будут «видеть до Берлина». Но его заявления на эту тему очень противоречивы.
Сначала он говорит, что Россия поможет Беларуси в создании собственных ракет – аналога «Искандеров». И это будто бы уже случится к концу нынешнего года.
Затем он заявляет, что Москва согласилась оставить ракетные комплексы С-400 в Беларуси. То есть можно предположить, что это будет российское вооружение, размещенное на белорусской территории?
А потом говорит: «Я договорился с россиянами, что мы покупаем у них «Искандеры». Они выводиться из Беларуси не будут».
19 мая Лукашенко, во время встречи с губернатором Нижегородской области России, заявил об этом как о свершившемся факте:
«Мы договорились с Путиным. Мы купили у вас нужное нам количество этих «Искандеров», С-400, вооружили нашу армию».
То есть 10 мая еще только собирались купить «Искандеры», а 19 мая уже купили их. Когда успели? Ориентировочная стоимость четырех комплексов «Искандер» составляет от 70 до 100 миллионов долларов. Есть ли такие деньги в бюджете? Кроме того, эти комплексы на Донбассе нужны самой России.
И еще вопрос: зачем покупать у России «Искандеры», если к концу года будут созданы собственные подобные ракеты?
Во всех этих заявлениях большой элемент блефа. Но давно известно, кто единственный человек в Беларуси, который не отвечает за свои слова. Своими противоречивыми высказываниями о ракетах он запутался сам и запутал всех.
Думаю, главный смысл всех этих словесных пассажей состоит в том, чтобы напугать Запад, применять излюбленную тактику шантажа. Дескать, если не хотите по-хорошему начать диалог, отменить санкции, то будет по-плохому. Летом и осенью прошлого года Лукашенко шантажировал западных соседей мигрантами, сейчас – ракетами.
В этом же логическом ряду следует рассматривать информацию о начале второго этапа проверки сил быстрого реагирования. В рамках этой кампании проходит проверка сил территориальной обороны. 430 человек из запаса призваны на военную службу.
Кроме всего прочего, такие милитаристские игры должны помочь России отвлечь часть украинских войск на север для нейтрализации потенциальной угрозы со стороны Беларуси. Это такая компенсация Кремлю за неучастие белорусских войск в войне в Украине.
Переход к тоталитаризму
В последнее время в Беларуси политические репрессии распространяются на сферу культуры, духовной жизни общества. Идет погром независимых книжных издательств и книжных магазинов. В день открытия из магазина «Кнігаўка» изъяли 200 книг, а его владельца Андрея Янушкевича задержали. В стране запрещена продажа романа Джорджа Оруэлла «1984». Роман Ольгерда Бахаревича «Собаки Европы» был признан «экстремистским материалом». В Гродно на следующий день после открытия закрылась художественная выставка станковой скульптуры. И многие другие факты подобного рода.
Война с книгами, культурой, борьба с инакомыслием (людей сажают в тюрьмы за подписку на независимые СМИ, объявляют их «экстремистскими»), контроль над духовной жизнью граждан и общества в целом — это явные признаки тоталитаризма. Ведь при авторитарном режиме в принципе запрещена только борьба за реальную власть. Все остальное разрешено.
Протесты 2020 года резко изменили всю парадигму развития страны. Поддержание социального статус-кво стало невозможным. Власть встала перед дилеммой: либо подстраиваться под запросы общества, начинать реформы, либо пытаться заставить общество подстраиваться под нужды режима.
Лукашенко ни секунды не колебался, однозначно выбрал второй вариант. Для этого использовалось неприкрытое насилие как единственный и универсальный способ решения всех проблем.
И нельзя сказать, что режим в этом плане не преуспевает. Недовольных массово вытесняют из страны. Растет число потребителей государственных СМИ, что постепенно влияет на общественные настроения.
Так что тоталитаризм в ХХІ веке возвращается, хотя и в новом виде.
20 мая 2022 г.