Две встречи Лукашенко с Путиным в течение недели – не чрезмерно ли?
На 23 мая в Сочи анонсированы переговоры беларусского лидера с Владимиром Путиным. О проведении полноформатной встречи лидеры договорились на полях саммита ОДКБ 16 мая в Москве.
Как заявлено, что Лукашенко и Путин «подробно обсудят весь спектр тем беларусско-российского сотрудничества, ход выполнения правительствами двух стран ранее данных поручений».
Две встречи Лукашенко с Путиным в течение недели – не чрезмерно ли?
Спросили у председателя Беларусской социал-демократической Грамады Сергея Череченя и экономиста Льва Марголина.
Сергей Черечень: Время торговаться
– Беларусь испытывает серьезные последствия от американских и европейских санкций. Ограничения против предприятий, которые раньше были заточены под экспорт, существенно ударили по экономике: как признавал сам Головченко, около 40 процентов экспортных потоков нуждаются в переориентации – то есть в поиске новых потребителей нашей продукции.
Сейчас беларусский продукт более востребован в России, чем где-либо. В последнее время я наблюдаю, как по трассе М1 колонны беларусских МАЗов движутся в сторону России, хотя прежде КамАЗ не допускал проникновения беларусской продукции.
Проблемы в поставках нашей продукции за рубеж ощущаются. И пусть это будет не 40%, а, скажем, 15%, для экспортоориентированных предприятий это проблема, которая в том числе сказывается и на выплатах зарплат.
Война в Украине перешла в затяжную стадию. И российская, и беларусская власть уже свыклись с этим. Но если в начале войны, когда Беларусь предоставила свою территорию для вторжения в Украину, было не время торговаться, то сейчас все изменилось. Какие шаги должна сделать Россия для того, чтобы компенсировать Беларуси репутационные потери – самое время для торга.
– Вам не кажется, что после перелома в войне отношения между Путиным и Лукашенко несколько изменились?
– У Путина произошла переоценка последствий решения, принято в феврале. Она сильна повлияла также на переоценку и двусторонних беларусско-российских отношений, и отношений внутри ОДКБ. Знаете, Белавиа летает в Египет, в Турцию, раньше она делала это через Казахстан, но неделю назад Казахстан отказал в заправке беларусского самолета. ОДКБ, кажется, единый союз, во всяком случае, на бумаге он существует, но такие внутренние терки свидетельствуют о серьезных проблемах внутри ОДКБ.
– Что показал последний саммит ОДКБ?
– Есть напряжение. Под санкционный удар США и Евросоюза попали две страны: Россия и Беларусь. Все участники ОДКБ прекрасно понимают: если открыто поддержать российское вторжение в независимую страну, можно оказаться под тем же западным санкционным ударом. Поэтому теперь все страны-участницы ОДКБ задаются вопросом: а нужны ли нам западные санкции?
Лев Марголин: Это не последняя встреча Лукашенко с Путиным
– Столь плотные контакты вызваны последствиями санкций, которые в мае начали реально, осязаемо проявляться. Это подталкивает лидеров двух стран попытаться использовать преимущества – существующие или воображаемые – в своих интересах.
Намерения вполне понятны. Вопрос в том, остались ли реальные неиспользованные резервы после 30-летнего постсоветского существования? Но их искать надо в любом случае.
Последнее заседание ОДКБ показало, что коллеги Беларуси и России не горят желанием помогать им обходить западные санкции в ущерб себе. Своя рубашка ближе к телу, как говорится.
Думаю, это не последняя встреча Лукашенко с Путиным. Проблемы будут нарастать, и их придется решать оперативно. Логичнее всего это делать на личных встречах двух руководителей.
– Кстати, какая ситуация складывается внутри ОДКБ? Что показало последнее заседание?
– Союз в значительной степени стал формальным. Он создавался в расчете на сопротивление общему врагу, под которым прежде всего подразумевалось НАТО. Но жизнь показала, что проблемы у каждой страны разные, и Россия не спешит оказывать помощь в их решении. О чем, кстати, еще раз напомнил премьер Армении.
Лидеры азиатских стран понимают угрозы, которые исходят от Афганистана, а Россия вроде заигрывает с Талибаном. Это означает, что возможные проблемы азиатским странам придется решать самим. Ближе находится Китай, который не воюет с окружающим миром; сотрудничество с Пекином для них будет выгоднее как в экономическом, так и в военно-политическом плане. Поэтому страны ОДКБ не горят желанием помогать Беларуси и России.
А представить себе ситуацию, когда все вновь сплотятся перед лицом общей угрозы, очень сложно. Предполагаю, что какое-то время ОДКБ будет оставаться аморфным объединением, а потом – все зависит от исхода войны в Украине. Не исключаю, что на определенном этапе ОДКБ просто распадется.