Политология для чайников. Молекулы и люди в условиях крайнего неравновесия
Глава 8. Часть 1. Мне неоднократно приходилось слышать, причем от людей, отягощенных научными степенями, что естественные науки отличаются от гуманитарных возможностью проведения экспериментов. В этой логике астрономию следует отнести к гуманитарной науке, а социальную психологию, в которой и шагу нельзя ступить без эксперимента, — к естественной.
Есть, однако, иной взгляд на природу отличия естественных наук от гуманитарных. Как первые, так и вторые нуждаются в субъекте (ученый, исследователь и т.п.) и объекте. Отличие же заключается в том, что объекты гуманитарных наук сами являются субъектами.
Мой любимый пример: Оля и Коля сидят в кинотеатре и смотрят фильм. Коля зевает, а Оля не может оторваться от экрана, так ее заинтриговала судьба главной героини.
А на самом деле фильм скучный или интересный? В таком виде поставленный вопрос не имеет смысла. Сам по себе он может быть цветным или черно-белым, но скучным или интересным фильм может быть только с точки зрения стороннего субъекта.
Отсюда выводы:
в гуманитарной сфере у каждого своя ПРАВДА;
гуманитарная реальность во всех ее проявлениях (цивилизации, государства, нации, власть и т.д.) является воображаемыми и не более того.
Наличие границы между естественными и гуманитарными науками не исключает возможности взаимопроникновения. Главное — не перебарщивать. У каждого научного метода есть свой предел, своя разрешающая способность.
Химия и жизнь
Для понимания аномалии лета-осени 2020 г., выразившейся в массовых акциях протеста, нам потребуется теоретическая модель. Согласно российскому социологу Юрию Леваде, «общество мобилизационного типа, как показывает опыт всей советской (и не только советской) истории, может проходить два состояния — политического «мобилизационного» возбуждения и политической апатии, отключенности. Относительно краткий — если он не поддержан особыми обстоятельствами и рычагами воздействия на массы, как это было в условиях войны — период эмоционального и морального напряжения неизбежно чередуется с периодом доминирования рутинных, «апатичных» механизмов социализации и социального контроля».
Обратимся к табл. 1, отображающую динамику ответов на «нейтральный» на первый взгляд вопрос. Тридцать лет назад только 2% белорусов не читали газет! Через двадцать лет доля «нечитателей» составила четверть от взрослого населения. При этом белорусы предпочитали покупать газеты, а не выписывать.
Таблица 1.
КАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ ОБЫЧНО ПОЛУЧАЕТЕ ГАЗЕТЫ? (в процентах от числа опрошенных)
Вариант ответа | Апр.
1992 |
Март
2012 |
Подписываюсь | 86 | 31 |
Покупаю в киосках «Союзпечати» | 8 | 33 |
Покупаю с лотков на улицах, в поземных переходах, на митингах и т.п. | 1 | 5 |
Беру почитать в библиотеке, у знакомых | 4 | 8 |
Не читаю газет | 2 | 25 |
Общество в возбужденном состоянии предъявило повышенный спрос на информацию. Отсюда и популярность зарубежных «голосов»: «Голос Америки» и Радио «Свобода» в 1992 г. слушали 23%, «Би-Би-Си» – 17%, «Немецкую Волну» – 10%. Понятно, что их аудитории пересекались и приведенные проценты нельзя складывать. В 2012 г. численность аудитории зарубежных радиостанций, несущих альтернативную политическую информацию, редко выходила за границу погрешности в 3%. В какой-то мере это можно объяснить популярностью интернета. В декабре 2012 г. с различной степенью регулярности «мировой паутиной» пользовалось 55% белорусов старше 18 лет. Однако не следует обольщаться: в ноябре 2010 г. накануне президентских выборов самый популярный оппозиционный сайт Хартия-97 посещал 1% респондентов.
Вопреки популярным в «нулевые» и «десятые» представлениям о неспособности белорусов протестовать, в 1992 г. в митингах и демонстрациях принимало участие около 30% взрослого населения, а верило в их эффективное влияние на власть примерно столько же — 34% (табл. 2). В забастовках принимало участие 8%, но с тем, что они могут быть эффективны соглашались 32%. За два десятилетия уровень протестной активности существенно снизился. При этом не исключено, что часть граждан, отметивших свое участие в протестных акциях, имела в виду свой протестный опыт начала 90-х.
Таблица 2.
ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ ЛИЧНО…(в процентах от числа опрошенных)
Вариант ответа | Апр.
1992 |
Март
2012 |
Участвовать в митингах, демонстрациях | 29 | 16 |
Подписывать декларацию, обращение, коллективное письмо и т.д. | 18 | 17 |
Участвовать в забастовках | 8 | 2 |
Выступать по радио, в печати, телевидении | 6 | 4 |
Участвовать в сборе подписей под обращением, декларацией, петицией и т.д. | 5 | 8 |
Участвовать в пикетах | 1 | 2. |
Неготовность протестовать принято объяснять страхом перед репрессиями. С этим не поспоришь, не следует забывать о низком уровне доверия в белорусском обществе.
Принято считать, что белорусская культура в отличие от культуры западной является коллективистской. Коллективизм — один из базовых принципов государственной идеологии. Приведу соответствующий фрагмент из доклада Лукашенко на идеологическом семинаре в марте 2003 г.:
«Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей. Потребность в идеалах и высоких целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму».
Говоря о коллективизме белорусов необходимо помнить о его важной национальной особенности — это коллективизм в пределах «ближнего круга» (семьи, родственников, друзей и коллег). Т.е. это коллективизм с коротким радиусом доверия. В пределах же большого общества белорус — «человек иерархический», он встроен в вертикаль властных (государственных) отношений. И в этом смысле он — индивидуалист. Свои личные проблемы белорус предпочитает решать с чиновниками в индивидуальном порядке.
Коллективные действия, в том числе и протестные, невозможны без доверия между людьми. Речь, разумеется, идет о добровольных действиях, а не организуемых государством с применением силы или угрозы ее применения (с использованием административного ресурса). Но как фиксируют опросы, уровень доверия в белорусском обществе чрезвычайно низок (табл. 3). Причем вопреки ожиданиям, среди сторонников «национального лидера» доля респондентов, полагающих, что большинству людей можно доверять, в три раза (!) выше, чем среди его противников.
Объяснение парадокса, по всей видимости, следует искать в социально-демографической структуре сторонников и противников. Среди первых преобладают пожилые, живущие в сельской местности и малых городах, т.е. люди, чьи контакты с дальним кругом минимальны. Они окружены своими, которым доверяют. У молодых жителей больших городов, вынужденных регулярно контактировать с чужими, от подобных контактов доверия к людям не прибавляется. Отсутствие доверия к чужим и блокирует потребность в совместных действиях, в том числе и в протестных.
Таблица 3.
МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ БОЛЬШИНСТВУ ЛЮДЕЙ ИЛИ В ОТНОШЕНИЯХ С ЛЮДЬМИ НУЖНО БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМИ? (в процентах от числа опрошенных)
Вариант ответа | Все
опрошенные |
Отношение к Л-о | |
Доверяют | Не доверяют | ||
Большинству людей можно доверять | 24 | 34 | 11 |
Нужно быть очень осторожным в отношениях с людьми | 72 | 61 | 86 |
сентябрь 2010 г.
По мнению специалистов в области институциональной экономики низкий уровень доверия между партнерами по бизнесу ведет к росту транзакционных издержек (издержек контроля). Преобладание социального недоверия над доверием, таким образом, можно рассматривать в качестве дополнительного налога на экономику (Френсис Фукуяма). Проиллюстрируем сказанное древней китайской мудростью:
«Проверяя без конца того, кому мы дали поручение, разве не уподобляемся мы человеку, выдергивающему росток из земли всякий раз с той лишь целью, чтобы удостовериться наверняка, растут или нет корни».
К сожалению, вопрос о доверии впервые был задан НИСЭПИ только в сентябре 2010 г., и потому невозможно оценить каким уровень доверия был на рубеже 80-90-х годов прошлого века, когда белорусское общество находилось в состоянии «мобилизационного» возбуждения. Однако этот пробел можно восполнить с помощью «Левада-Центра» (табл. 4).
Таблица 4
С КАКИМ ИЗ ДВУХ СУЖДЕНИЙ ВЫ БЫ СКОРЕЕ СОГЛАСИЛИСЬ? (в процентах от числа опрошенных)
1989 | 1991 | 1998 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Людям можно доверять | 52 | 34 | 23 | 22 | 26 | 26 | 26 | 27 |
С людьми надо быть осторожным | 41 | 42 | 74 | 76 | 72 | 68 | 69 | 66 |
Затруднились ответить | 6 | 24 | 4 | 2 | 2 | 5 | 5 | 7 |
Нетрудно заметить, что низкий уровень социального доверия — общая черта двух братских народов, если бы не одно «но». В условиях хаоса перестройки он оказался в два раза выше по сравнению с годами относительной стабильности. Такая аномалия нуждается в пояснении.
Учитывая химический background автора, обратимся к книге нобелевского лауреата Ильи Пригожина «Порядок из хаоса». Вот каким образом он поясняет природу колебательного процесса в реакции Белоусова – Жаботинского (любопытствующие могут набрать в Google «химические часы»):
«Столь высокая упорядоченность, основанная на согласованном поведении миллиардов молекул, кажется неправдоподобной, и, если бы химические часы нельзя было бы наблюдать «воплоти», вряд ли кто-нибудь поверил, что такой процесс возможен. Для того чтобы одновременно изменить свой цвет, молекулы должны «каким-то образом» поддерживать связь между собой (выделено. – С.Н.) Система должна вести себя как единое целое… химические часы – отнюдь не единственный тип самоорганизации».
В терминологии специалистов в области термодинамики, динамические системы могут находиться в состоянии равновесия, неравновесия и крайнего неравновесия. Последнее состояние и есть хаос. Под воздействием внешних и внутренних «шумов» в условиях крайнего неравновесия начинают формироваться так называемые «диссипативные структуры», т.е. запускается процесс «самоорганизации». Напомню, книга Пригожина называется «Порядок из хаоса».
Общество — это классический пример открытой термодинамической системы. «Прошитое» вертикалью власти, оно может рассматриваться как своеобразный социальный аналог кристалла при температуре абсолютного нуля, т.е. системы с нулевой энтропией. Распад вертикали власти означает переход общества из равновесного в крайне неравновесное состояние (из состояния политической апатии в состояние «мобилизационного» возбуждения). Индивиды в возбужденном состоянии подобно молекулам в химических часах способны устанавливать связи не только в пределах ближнего круга, но и за его пределами.
О том, как эта теория работает на практике, проиллюстрирую цитатами, позаимствованными у участников контрольной прогулки с писателями, состоявшейся в центре Москвы 13 мая 2012 г.
«Я думаю, что всякий человек, который шел в этом походе, который продолжался, что-то около часа – не больше, он переполнялся этим чувством единения с незнакомыми людьми. И тем не менее, в прямом смысле этого слова, единомышленниками. Люди в этом момент думали об одном и том же. Можно было с каждым из них поговорить. Они были объединены одной политической идеей. Это очень важный факт и это очень сильная вещь» (Сергей Пархоменко).
(Окончание следует)