Мацукевич: Санкции если и повлияют на режим, то в последнюю очередь. Должно быть наоборот
Шансы добиться полугодового моратория на американские санкции в отношении калия зависят не от пропагандистской риторики, а от конкретных шагов официального Минска.
Как известно, днями Александр Лукашенко направил послание генеральному секретарю ООН Антониу Гуттеришу.
«Война в Украине — это война у наших стен! Учитывая территориальную близость и общее историческое прошлое с Украиной, Беларусь искренне заинтересована в скорейшем урегулировании ситуации в этой стране. Нас как соседей Украины беспокоит будущее региональной безопасности и гарантии национальной безопасности Беларуси. Решать эти вопросы без нашего участия, как и без участия стран региона, невозможно».
Письмо опубликовало государственное информагентство БЕЛТА.
Спросили у старшего исследователя Центра новых идей, автора телеграм-канала «Пульс Ленина-19» Павла Мацукевича, что бы это значило.
— Лукашенко состоит в протокольной переписке с генсеком ООН — в июне прошлого года он поздравлял его с переизбранием на пост, затем в декабре направлял ему открытку по случаю Нового года, а в апреле — снова поздравлял уже с днем рождения. Поэтому в том, что Лукашенко пишет генсеку письма — нет ничего чрезвычайного.
Другое дело, что даже протокольные послания по традиционным праздничным поводам не принято публиковать целиком, деловые — тем более. Тем не менее, опубликовали. Почему?
Думаю, ответ дает содержание письма — оно создает беларусским властям выгодный образ такого рыцаря без страха и упрека, озабоченного судьбой мира и давшего обет совершать только добрые дела. Письмо отрицает роль Беларуси как агрессора, переводит все стрелки на Запад и вообще обходит все узкие места, разрушающие образ рыцаря и обесценивающего его обеты.
Я бы сказал, что это в принципе предназначено скорее для Белта, чем для ООН.
Теперь про «зачем».
Полагаю, поводом для письма послужили упоминания Беларуси в заявлениях генсека ООН по теме глобальной продовольственной безопасности в свете проблемы экспорта зерна Украиной и того, что наша страна является важным поставщиком калийных удобрений. Своим письмом Лукашенко ловит эту информационную волну и вооружает пропагандистов мощной агиткой.
Но пока Лукашенко не продекларирует выход Беларуси из конфликта и не потребует от России вывести с территории все войска, вдохновляться его письмами может только Белта.
Международный вес творению придает лишь тот факт, что адресовано все это не губернатору, скажем, Камчатки, а целому генеральному секретарю ООН. Вес искусственный, если, конечно, генеральный секретарь не ответит Александру Лукашенко в духе «разделяю вашу точку зрения». Что маловероятно.
Не думаю, что такими письмами, выдержанными в советских традициях, когда во всем клеймили Запад и обеляли себя, можно пронять высокопоставленных читателей в ООН. Там знают, с кем имеют дело.
Что до шансов Минска добиться полугодового моратория на американские санкции в отношении калия, то все зависит от конкретных шагов. Например, декларация выхода из конфликта и требование удалить с территории Беларуси российские войска эти шансы увеличит. Как и выпуск на свободу хотя бы части политических заключенных.
В противном случае все зависит исключительно от воли США, ну и желания генсека ООН этот вопрос лоббировать. Кроме этого, схема, которую продвигает ООН, должна быть согласована Кремлем. Речь ведь идет о приостановке санкций в обмен транзит украинского зерна через территорию Беларуси. Александр Григорьевич в этой схеме почти статист.
Хотя лично я выступаю за снятие экономический санкций с Беларуси. На примере «Беларуськалия» виден ущерб от них для шахтеров — их зарплата упала, для предприятия — продает калий по стоимости гораздо ниже рынка, ну и города Солигорска – «Беларуськалий» является градообразующим предприятием. А вот воздействие на режим как-то не прослеживается.
Санкции, если и повлияют на режим, то в последнюю очередь. Должно быть наоборот. Поэтому с моей точки зрения имеет смысл развивать только те ограничения, которые оказывают прямое влияния на власти. .