Кремль стремится перекрыть пути Беларуси на Запад
Днями объявлено о создании Южного оперативного командования. «К сожалению, открылось новое направление, как у нас принято говорить, новый фронт, и мы не можем не уделять этому внимания», – заявил беларусский лидер.
Запад, по его словам, будет оказывать военное давление на республику через Польшу, Литву, Латвию и дислоцированные там войска НАТО, а также за счет поддержания и эскалации боевых действий в Украине.
Такое решение принято после переговоров Лукашенко и Путина в Сочи. Случайность ли? Спросили у доктора политических наук Павла Усова и политолога Андрея Егорова.
Павел Усов: Лукашенко реализует стратегические замыслы Кремля
– Беларусь реально реализует стратегические замыслы Кремля – точно так же, как она это делала до и после 24 февраля. Путину необходимо активное включение союзника в войну, чтобы создавать видимость реальной угрозы для Украины. А кроме того, это попытка Кремля перекрыть коридор ленд-лиза туда из Польши: в ближайшее время должны начаться поставки тяжелых вооружений, которые могут переломить ход войны.
Беларусь усиливает активность на южном направлении. Если бы ее руководство хотело снизить напряженность в отношениях с Украиной, то логичнее уменьшать военное присутствие на границе, а не наращивать его. Видимо, у Минска не осталось политической воли сопротивляться стратегическим замыслам Кремля, он остается исполнителем чужой воли.
Ведь на самом деле уже и международные структуры (ООН), и западные политические круги подают сигнал – создать коридор для транспортировки украинского зерна через территорию Беларуси. Но Москва заинтересована в срыве таких договоренностей, которые Минск может использовать как окно для выхода из тупика и которые могли бы стать поводом для смягчения беларусского вопроса в плане войны.
Ведь предлагается даже смягчить санкции в отношении Беларуськалия на полгода – взамен на транзит украинского зерна через территорию Беларуси. Мне кажется, эта заморозка могла бы стать отправной точкой для новых переговоров о дальнейшем снятии санкций.
Задача Кремля – не допустить этого, сорвать диалог Минска с Западом и привязать Беларусь к войне настолько сильно, чтобы Лукашенко даже и не думал из нее выползти.
Создание Южного оперативного командования, развертывание вооружений на украинской границ – фактически реализация замыслов Кремля.
Андрей Егоров: Лукашенко имитирует поддержку России
– Наверное, Лукашенко склоняют к вступлению в войну на стороне России. И он вынужден, не желая прямого участия Беларуси, имитировать действия, которые можно выдать за реальную поддержку: отсюда и усиление южной границы, создание Южного оперативного округа.
Это действия, которые должны показать, что он якобы поддается давлению.
– А что выгоднее России: прямое участие Беларуси в войне или использование ее в нынешнем статусе?
– Я думаю, сейчас разговор идет либо о создании нового Советского Союза из России, Беларуси, ЛНР-ДНР, либо о более реальной поддержке в войне. Вероятно, что-то между этими двумя полюсами и происходит. Россия заинтересована в том, чтобы навсегда отрезать Беларусь от Запада, исключить возвращение к заигрыванию с ним.
– А на Западе замечают телодвижения официального Минска: письмо Макея странам ЕС, письмо Лукашенко генсеку ООН?
– На Западе эти движения заметны, там всегда находятся голоса, которые выступают за сотрудничество с режимом Лукашенко. Такого рода ходы могут восприниматься, но пока только исключительно как декларация о намерениях.
Официальному Минску уже давно передали, что он должен сделать для возобновления контактов, только он не спешит выполнять рекомендации. Как сказал бывший дипломат Павел Слюнькин, беларусская власть продает то, что могла бы сделать, но не сделала. Например, Беларусь могла бы ввести войска в Украину, но не ввела. Но для Запада этого явно недостаточно.