Начало тенденции: бывший посол Беларуси в Польше пошёл на понижение
14 мая был уволен с должности посла в Польше Владимир Чушев. Но без работы дипломат находился всего десять дней. Теперь господин Чушев — советник-посланник посольства Беларуси в Азербайджане. Вообще-то такая должность сама по себе совсем неплохая. Но...
По сути это второй человек в дипмиссии после посла. А когда посол уезжает в командировку, отпуск или болеет, то его обязанности в ранге временного поверенного берет на себя советник-посланник. Но эта работа хороша для начинающего дипломата, которому нужно поднабраться опыта. Но не для 59-летнего человека, уже поработавшего послом не только в Польше, но и в Сербии.
Почему же Владимиру Чушеву не предложили равноценной должности? Ответ, увы, прост: нет такой вакансии.
Почему так получается?
Когда Владимир Макей стал министром иностранных дел, он, осмотревшись, продекларировал многовекторность белорусской внешней политики. Самым простым языком суть изложил Александр Лукашенко 30 октября 2020 года:
«Мы будем делать все, что выгодно для нашего народа, не создавая никому никаких проблем. Вот и вся многовекторность».
При Макее Беларусь посылала сигнал целому миру о том, что она заинтересована в установлении дружеских отношений со всеми государствами. Однако Лукашенко и здесь упростил ситуацию до предельного. Он заявил, что работу дипломатов будет оценивать по тому, сколько белорусских товаров реализовало в той или иной стране посольство. Для того, чтобы успешнее удавалось продавать товар за рубежом, и начали создаваться новые посольства и консульства. Росло общее количество посольств, дипломатов, послов.
Однако последствия президентских выборов 2020-года вынудили изменить стратегию. Год назад завели разговор об оптимизации наших дипломатических представительств за рубежом. Лидер государства задался риторическим вопросом на тему, нужно ли повсюду сохранять посольства и направлять бюджетные средства на их содержание?
Первыми под разборку попали, конечно, посольства в Варшаве и Вильнюсе. Сначала серьезно сократили их штаты, затем вызвали послов «для консультаций», и, наконец, послов уволили. Все, как объясняли, в отместку. Затем к названным добавили Словакию, Латвию, Францию, Италию… На очереди, как говорят, Германия, Румыния…
В итоге послов в Беларуси становится больше, чем стран, куда их можно отправить, ведь дипломатический ранг каждого сохраняется. И тут уже выбирать не приходится. Кому-то, как бывшему послу в Литве Валерию Барановскому, повезло больше. Он успел пересесть в аналогичное кресло на Кубе. Кому-то, как Владимиру Чушеву, приходится удовлетвориться более низкой позицией.
Всегда ли надо искать женщину?
Ситуация, когда один и тот же посол по второму разу возвращается на свою прежнюю должность в одной и той же стране, крайне редка. И не только в Беларуси. В моей памяти отложился только один такой эпизод, связанный с иностранными дипломатами.
К середине 90-х годов прошлого века временным поверенным в делах Японии в Беларуси был господин Ахира Татаяма. Отработав в Минске года три, он вернулся на родину. Затем возглавил дипмиссию в Казахстане. А потом совершенно неожиданно для всех вновь объявился в Минске. Где и проработал на прежней позиции ещё парочку лет. Любопытно, что вторым браком он женился на белоруске. Повлияло ли это обстоятельство на его возвращение в Беларусь, можно только предполагать.
Среди белорусских дипломатов то же есть, как минимум, один, который умудрился «дважды войти в одну и ту же воду». Это Валерий Брылев. Хотя его «вода» формально разная. С 1998 по 2001 год он работал послом в Югославии, а с апреля 2017 года по настоящее время — посол в Сербии.
Между двумя пребываниями в Белграде Брылев успел отметиться как посол в Кыргызстане и Казахстане, а также как помощник Александра Лукашенко по внешнеполитическим вопросам.
Интересно, что тесть Валерия Брылева – Иван Иванович Антонович, в прошлом третий (после Кравченко и Сенько) министр иностранных дел Беларуси.
Он давно уже живет в Москве. И хотя за плечами у Ивана Ивановича восемь с половиной десятков лет, по-прежнему бодр и активен. Время от времени наезжает в Минск, выступает на симпозиумах. А нынешние сотрудники аппарата белорусского внешнеполитического ведомства, прослушав Ивана Ивановича, не перестают восхищаться его прекраснейшим английским. Увы, молодежь просто не знает, что ещё в советские времена Антонович работал за рубежом, во влиятельных международных структурах.
Сергей Большаков