14 мая был уволен с должности посла в Польше Владимир Чушев. Но без работы дипломат находился всего десять дней. Теперь господин Чушев — советник-посланник посольства Беларуси в Азербайджане. Вообще-то такая должность сама по себе совсем неплохая. Но...
По сути это второй человек в дипмиссии после посла. А когда посол уезжает в командировку, отпуск или болеет, то его обязанности в ранге временного поверенного берет на себя советник-посланник. Но эта работа хороша для начинающего дипломата, которому нужно поднабраться опыта. Но не для 59-летнего человека, уже поработавшего послом не только в Польше, но и в Сербии.
Почему же Владимиру Чушеву не предложили равноценной должности? Ответ, увы, прост: нет такой вакансии.
Когда Владимир Макей стал министром иностранных дел, он, осмотревшись, продекларировал многовекторность белорусской внешней политики. Самым простым языком суть изложил Александр Лукашенко 30 октября 2020 года:
«Мы будем делать все, что выгодно для нашего народа, не создавая никому никаких проблем. Вот и вся многовекторность».
При Макее Беларусь посылала сигнал целому миру о том, что она заинтересована в установлении дружеских отношений со всеми государствами. Однако Лукашенко и здесь упростил ситуацию до предельного. Он заявил, что работу дипломатов будет оценивать по тому, сколько белорусских товаров реализовало в той или иной стране посольство. Для того, чтобы успешнее удавалось продавать товар за рубежом, и начали создаваться новые посольства и консульства. Росло общее количество посольств, дипломатов, послов.
Однако последствия президентских выборов 2020-года вынудили изменить стратегию. Год назад завели разговор об оптимизации наших дипломатических представительств за рубежом. Лидер государства задался риторическим вопросом на тему, нужно ли повсюду сохранять посольства и направлять бюджетные средства на их содержание?
Первыми под разборку попали, конечно, посольства в Варшаве и Вильнюсе. Сначала серьезно сократили их штаты, затем вызвали послов «для консультаций», и, наконец, послов уволили. Все, как объясняли, в отместку. Затем к названным добавили Словакию, Латвию, Францию, Италию… На очереди, как говорят, Германия, Румыния…
В итоге послов в Беларуси становится больше, чем стран, куда их можно отправить, ведь дипломатический ранг каждого сохраняется. И тут уже выбирать не приходится. Кому-то, как бывшему послу в Литве Валерию Барановскому, повезло больше. Он успел пересесть в аналогичное кресло на Кубе. Кому-то, как Владимиру Чушеву, приходится удовлетвориться более низкой позицией.
Ситуация, когда один и тот же посол по второму разу возвращается на свою прежнюю должность в одной и той же стране, крайне редка. И не только в Беларуси. В моей памяти отложился только один такой эпизод, связанный с иностранными дипломатами.
К середине 90-х годов прошлого века временным поверенным в делах Японии в Беларуси был господин Ахира Татаяма. Отработав в Минске года три, он вернулся на родину. Затем возглавил дипмиссию в Казахстане. А потом совершенно неожиданно для всех вновь объявился в Минске. Где и проработал на прежней позиции ещё парочку лет. Любопытно, что вторым браком он женился на белоруске. Повлияло ли это обстоятельство на его возвращение в Беларусь, можно только предполагать.
Среди белорусских дипломатов то же есть, как минимум, один, который умудрился «дважды войти в одну и ту же воду». Это Валерий Брылев. Хотя его «вода» формально разная. С 1998 по 2001 год он работал послом в Югославии, а с апреля 2017 года по настоящее время — посол в Сербии.
Между двумя пребываниями в Белграде Брылев успел отметиться как посол в Кыргызстане и Казахстане, а также как помощник Александра Лукашенко по внешнеполитическим вопросам.
Интересно, что тесть Валерия Брылева – Иван Иванович Антонович, в прошлом третий (после Кравченко и Сенько) министр иностранных дел Беларуси.
Он давно уже живет в Москве. И хотя за плечами у Ивана Ивановича восемь с половиной десятков лет, по-прежнему бодр и активен. Время от времени наезжает в Минск, выступает на симпозиумах. А нынешние сотрудники аппарата белорусского внешнеполитического ведомства, прослушав Ивана Ивановича, не перестают восхищаться его прекраснейшим английским. Увы, молодежь просто не знает, что ещё в советские времена Антонович работал за рубежом, во влиятельных международных структурах.
Сергей Большаков
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…