Экономист: Не добьемся отмены санкций – пойдем ко дну
Беларусскому руководству следует искать взаимопонимание с западом – никакие другие действия не принесут ощутимого результата.
Белстат сообщил, что средняя начисленная зарплата по стране в апреле составила 1568 рублей; после уплаты подоходного налога (13%), взноса в ФСЗН (1%), а также профсоюзных взносов, алиментов, штрафов, полученную на руки зарплату оценивают в 1340-1360 рублей.
Самая высокая, по традиции, зафиксирована в Минске – 2245 рублей, самая низкая в Витебской области – 1313.
Апрельская начисленная уменьшилась по сравнению с мартовской, но выросла на 5 рублей по сравнению с февральской зарплатой.
Приблизились ли беларусы к обещанному светлому будущему в виде 500 долларов? И что вообще происходит с зарплатой, особенно на фоне небывалого укрепления беларусского рубля?
Спросили у экономиста Льва Марголина.
– За апрель получили меньше, чем в марте, это о чем-то говорит. Но если считать нынешний курс беларусского рубля реальным, обоснованным, то в среднем имеем уже по 627 долларов!
Но все дело в том, что сегодня зарплату пересчитывать на свободно конвертируемую валюту нельзя. Хотя нынешний курс беларусского рубля к валютам и более информативный, чем российский, но считать его реальным не приходится.
– Объясните – почему?
– Есть ограничения, связанные с санкциями, сокращение импорта идет более высокими темпами, чем экспорта. Некоторые ограничения начинают действовать только с 1 июня, в том числе по наиболее валютоприносящим позициям: продукты нефтепереработки, древесина, металл, шины. И может случиться так, что экспорт станет сокращаться гораздо быстрее, чем импорт. Но и импорт нельзя сокращать бесконечно: нельзя обойтись без лекарств, нельзя обойтись без очень многого в сельском хозяйстве… Более того, чрезмерное сокращение импорта приведет к более быстрому сокращению экспорта: нельзя продать МАЗ без импортных комплектующих, нельзя продать БелАЗ без американского мотора.
Сегодня я вычитал, что Брестгазоаппарат прямо на проходной устроил выставку импортных деталей, необходимых для производства своей продукции.
Поэтому пересчет зарплаты в доллары не совсем адекватен. В Российской Федерации вообще происходит бурный рост, но цены растут своим чередом, не оглядываясь на курсы валют.
В апреле люди получили больше по сравнению с январем, чуть-чуть повыше даже по сравнению с февралем, но рост цен в середине весны в годовом исчислении составил 16,8% – сомневаюсь, что в ближайшем будущем зарплата сможет взять такую высоту.
– Какая картина получается, если сравним рублевый эквивалент зарплаты с ростом цен?
– В январе средняя зарплата составила 1478 рублей, в феврале – 1563 рубля, в апреле – 1568 рублей. То есть, рост идет на десятые доли процента, в то время как индекс потребительских цен в апреле к декабрю 2021 года составил 111,1%. Поэтому если сравнивать зарплаты с ценами, то 5 рублей здесь ничего не решают.
– А с пенсиями ситуация лучше?
– Увы, еще хуже.
С начала года инфляция составила 16,8%, а рост пенсий – только 13%, то есть мы уже наблюдаем реальное снижение. А до следующего повышения еще несколько месяцев или даже полгода.
– Получается, нам придется затягивать пояса еще туже?
– Никуда не денешься. Идет война, мы оказались причастны к событиям в Украине. И Лукашенко, и беларусское правительство пытаются компенсировать потери от западных санкций. Но, на мой взгляд, единственное, чем следовало бы заниматься сейчас, – добиваться отмены санкций, потому что все остальное не даст ощутимого эффекта.