TOP

Неужели «Джон Дир» настолько хорош, что можно хоронить «Гомсельмаш» с «Лидсельмашем»?

Как сообщает Белстат, за 4 месяца промышленное производство в РБ сократилось на 2,5% к уровню прошлого года. Судя по всему, речь идет о включении беларусских предприятий в освоение 1,5 миллиарда долларов, которые Россия выделяет Беларуси на проекты по импортозамещению.

Если абстрагироваться от конкретной проблемы и задаться вопросом: нужно ли Беларуси заниматься импортозамещением? Что, например, даст импортозамещение сельскому хозяйству? Мы адресовали этот узкий вопрос кандидату экономических наук Петру Мигурскому.

– Импортозамещение в сельском хозяйстве позволит снизить уровень коррупционности. Для меня это важный вопрос, на котором я постоянно акцентирую внимание: где импорт – там откаты.

Кроме того, импортозамещение позволит включить внутренние ресурсы, беларусский интеллект для производства сельхозтехники; пусть и не западного качества, но сносную для отечественного уровня производства: она сможет удовлетворять потребности сельского хозяйства. Причем позволит снизить себестоимость продукции.

Сравните стоимость беларусского примитивного зерноуборочного комбайна и комбайна «Джон Дир» – разница примерно в два раза; причем начинка беларусского комбайна, в первую очередь производства «Гомсельмаша», в значительной степени состоит из импортных узлов. Поэтому замена – пусть примитивными составляющими – позволит удешевить стоимость сельхозпродукции.

Дальше. Я помню, как работали комбайны СК-4 без кабины, комбайн «Нива» с кабиной, а потом на наши поля пришел «Дон-1200» (производства «Ростсельмаш»), который на полевых испытаниях показал более высокую производительность, чем американские и немецкие зерноуборочные комбайны. Он давал в одну секунду более 12 килограммов зерновой массы, а импортные – 11-11,5 килограмма.

Поэтому я бы не относился с особым пиететом к импортной технике: да, современная, да, масса электроники, которая управляет процессами, да, на килограмм веса комбайна расход топлива меньше, чем в беларусских комбайнах.

Но перспективы белорусского комбайностроения неплохие. У нас два завода: «Лидсельмаш» и «Гомсельмаш». В начале 1990-х, когда миллионы уходили на приобретение зерноуборочной техники, мне самому предлагали бэушные немецкие комбайны за 15 тысяч долларов, причем  с бонусом за покупку – я отказался сразу.

Почему? Тогда как раз «Гомсельмаш» пригнал несколько бесплатных комбайнов сюда, в Шкловский район, на испытания. Они прекрасно себя показали. Единственный недостаток: бункера, которые цеплялись за комбайны, были неудобны на разворотах и создавали дискомфорт для комбайнера. Но тем не менее сама. машина показала себя неплохо.

Правда, иностранная работает и во время дождя, дает вымолот, а у нас так не получается. Но если только ради этого тратить сотни миллионов долларов, то извините: овчинка выделки не стоит.

И вообще, если взять весь ряд сельскохозяйственной техники, то для уровня развития беларусского села он удовлетворительный. Поэтому в определенном смысле президент прав, что надо обращаться к своим ресурсам, резервам. Витамины, комбикорма, медпрепараты также можно самим производить в Беларуси, а не импортировать по более высоким ценам. Если бы колоссальные деньги, которые в начале 1990-х тратились на закупку ломаной западной техники, отдали в качестве инвестиций «Лидсельмашу» и «Гомсельмашу», мы сегодня имели бы более современную технику.

И потом, «Ростсельмаш» не зря претендует на «Гомсельмаш». Зачем? Претендует занять его нишу и наводнить своими комбайнами даже Беларусь – другого смысла я не вижу.

Импортозамещение, конечно же, имеет и минус. Если мы будем заниматься производством исключительно своей техники, без кооперации с западными, или даже российскими заводами, мы можем потерять качество, потому что не станет конкурентной борьбы. Как россияне вернулись к «Жигулям», так и мы можем вернуться к более примитивной технике: у нас есть куда отступать, в свое время серпами жали и цепами молотили.

Но от того, что Запад ушел с рынка сельхозтехники в Беларуси, мы, думаю, только выиграем, во всяком случае особо не потеряем. «Джон Дир» на полях с урожайностью 50-60 центнеров с гектара и выше – золотая машина.

Когда во многих районах урожайность составляет 20-30 центнеров с гектара, то нет смысла покупать импортные комбайны. Половина районов Могилевской области не должны смотреть даже на картинки «Джон Дира» – им вполне достаточно одного отечественного комбайна.

Есть и еще одна проблема. В Беларуси средняя нагрузка на комбайн составляет около 300 гектаров – больше примерно в два раза, чем в Европе, где производительность выше в 2-3 раза. Поэтому нам надо не только бороться за свой комбайн, но и наращивать объемы его выпуска.

Вывод неоднозначный. Тем не менее, я считаю, что импортозамещение в Беларуси – и правильный, и перспективный, и экономически обоснованный шаг.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.