МИД не является автором внешней политики, он всего лишь исполнитель международного курса, определяемого руководителем государства.
18-22 июля в Минске проходит ежегодный семинар руководителей дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.
Уже в первый день Владимир Макей отметился рядом громких, но привычных заявлений.
Министр возложил вину за войну в Украине на «коллективный Запад»: мол, обострение противоречий в европейском регионе, вызванное безответственной политикой Запада, вылилось в масштабные военные действия.
Глава МИДа не исключил, что порядок получения гражданства для жителей Литвы, Латвии и Польши может быть упрощен. Веденный в апреле безвизовый режим, по его словам, себя оправдал.
Прозвучала угроза Западу за арест беларусского имущества за рубежом, обещана суровая ответственность «по соответствующим законам военного времени» для беларусских граждан, защищающих Украину.
А как вишенка на торте прозвучала традиционная песнь о том, что «во втором полугодии необходимо максимально задействовать все возможности и резервы для достижения необходимого результата».
Ничего нового. А громкие заявления Макея – всего лишь перепевы уже сказанного известно кем.
Нужно ли Беларуси министерство иностранных дел, функции которого свелись, по большому счету, к продажам беларусских товаров за рубежом? Поговорили с автором телеграм-канала «Пульс Ленина-19», старшим исследователем Центра новых идей Павлом Мацукевичем.
— Семинар руководителей дипломатических представительств и консульских учреждений — это рутинное ежегодное мероприятие. Как концерты Владимира Ухтинского проходят при любой погоде, так и Владимир Макей раз в год (кроме года разгула ковида) собирает послов и генконсулов на семинар.
Министр (как подобает случаю и должности) наделал много заявлений. Это тоже, можно сказать, типичная часть программы. Стрессовым семинар является тогда, когда предполагает встречу с Лукашенко. Он жестко и не по адресу спрашивает за экспорт, за который дипломаты вроде как в ответе, но в реальной жизни не то, чтобы могут сильно повлиять. В этом году, кажется, такой встречи не планируется.
— На заре независимости в Беларуси существовало министерство внешнеэкономических связей. Не пришло ли время упразднить МИД, сэкономив государству немного денежек, и вернуться к министерству по внешнеэкономическим связям?
— Смена названия не спасет корабль, идущий ко дну. Тут дело в капитане, который его туда ведет. Внешнюю политику в нашей стране определяет вовсе не МИД…
МИД всего лишь исполнитель международного курса. Сейчас он называется «разворотом на Азию» и ставит целью заменить выбывший западный вектор рынками стран Азии, Африки и Латинской Америки. А заодно и решить еще одну задачу, которая лежала на западном векторе, — снизить зависимость от России. Но поскольку значение всей дальней дуги во внешнеторговом пироге невелико, то ни заместить западный вектор, ни обезопасить себя от России не получается.
В общем, какой режим, такая и внешняя политика. При этом надо отдать должное — МИД умудряется изобразить рост экспорта. Однако, когда речь идет о его продвижении в Россию, то следовало бы задаться вопросом: какой ценой для национального суверенитета это достигается?
Тем не менее любой подъем создает определенную подушку безопасности для экономики Беларуси. Сегодня важно именно это. Ведь в конечном итоге экономический кризис никак не влияет на поведение власти — это в западных демократиях правительства уходят из-за кризиса. В беларусских реалиях такой вариант исключен.
— Попытка вступить в ШОС – это один из элементов «разворота на Азию?»
— Заявка на вступление туда органично вписывается в объявленный внешнеполитический маневр.
Другое дело, что ШОС возник не вчера, Беларусь имеет там статус наблюдателя, причем является единственным европейским государством, представленным в этой региональной организации. Она имеет достаточно серьезный потенциал. Другой вопрос – удастся ли санкционной Беларуси реализовать предоставленные возможности.
У меня нет сомнений, что беларусская заявка будет поддержана, в частности, само собой Россией, но Китаем, я думаю, тоже — в лице Беларуси Пекин получит один голос в свою поддержку внутри ШОС.
Для Лукашенко значимость ШОС сложно переоценить. На саммитах он может почувствовать себя даже важным игроком — все-таки находится за одним столом с лидерами стран, обладающих ядерным оружием и являющихся постоянными членами Совбеза ООН (РФ, Китай, Индия).
В ШОС развивается экономическое измерение — и это то, что, безусловно, интересует Беларусь.
Интересно, что в уставе организации записано: она открыта для приема в члены стран региона, под которым подразумевается Центральная Азия. Мы к нему не имеем отношения, но поскольку ШОС в последнее время позиционируется не иначе как в контексте Большой Евразии, а Беларусь называет себя форпостом евразийства, то в попытке натянуть свою сову на чужой глобус официальному Минску вряд ли откажут.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…