TOP

Ликвидация независимых профсоюзов – политическая ошибка

На ликвидацию независимых профсоюзов МОТ может ответить применением параграфа 33. За 102-летнюю историю МОТ он  применялся только однажды – в 2011 году против Мьянмы. Тогда МОТ обратилась к правительствам стран международного сообщества прекратить всякие отношения с военной хунтой этой страны. Что и было сделано – Мьянма оказалась в экономической блокаде.

И вот Верховный суд ликвидировал Беларусский конгресс демократических профсоюзов (БКДП).

Он объединял четыре независимых организации, ликвидированных ранее, 12 и 14 июля: Беларусский независимый профсоюз (БНП или БНП), Беларусский профсоюз работников радио и электронной промышленности (РЭП), Беларусский свободный профсоюз (СПБ), Свободный профсоюз металлистов (СПМ).

Лидеры и активисты БКДП находятся в тюрьмах.

Независимые профсоюзы ликвидированы. К каким последствиям это приведет?

Владимир Гончарик: Свято место пусто не бывает

Бывший глава ФПБ, кандидат в президенты 2001 года Владимир Гончарик считает ликвидацию независимых профсоюзов большой ошибкой:

– С точки зрения здравого смысла это совершенно непродуманный шаг. Ликвидация профсоюзов даст еще одно основание оценивать Беларусь как недемократическое государство. Ничего хорошего от этого ожидать не приходится.

Понятное дело, что идет зачистка общественно-политического поля. Но к чему это приведет?

Насколько я понимаю, лидеров независимых профсоюзов обвиняют в получении иностранной помощи. Само по себе это не является уголовно наказуемым преступлением; то, что этот факт не зарегистрирован в Департаменте по гуманитарной помощи, тянет на административное правонарушение, но никак не вызывает столь жесткие меры.

– Сможет ли ФПБ выполнять функции независимых профсоюзов? Ведь на последних была не только функция социальной защиты, но и своеобразного громоотвода.

– Федерация профсоюзов и независимые профсоюзы никогда и не были конкурентами. Естественно, в количественном плане ФПБ в разы крупнее, она тоже выполняет свои функции, хотя и не в полной мере. В свое время, когда я возглавлял Федерацию, то слышал обвинения в политической ангажированности. Но сейчас ФПБ полноценно участвует в политической борьбе, а ее руководитель даже возглавлял предвыборный штаб Лукашенко.

Ликвидированные профсоюзы на самом деле не занимались антигосударственной деятельностью. Критика действий власти привлекала на их сторону куда больше внимания со стороны людей, и не оказывайся на них давление, независимые были бы куда многочисленнее.

– Государство получило хотя бы один плюс от ликвидации неугодных организаций?

– Только минусы. Как я говорил, это политическая ошибка. Большая политическая ошибка. Надо всегда помнить, что свято место пусто не бывает: на их месте обязательно появятся новые структуры, подпольные или полуподпольные. Об этом же свидетельствует и опыт России.

Главная задача профсоюзов – защита прав граждан в трудовой сфере. Чем мешали независимые? Просто любая критика вертикали ныне воспринимают как экстремизм, терроризм. А какие они террористы? Что они организовали в 2020 году?

Власть пытается заставить думать всех по одним лекалам. Но единого мнения не существует в природе; просто неудовольствие загоняется на кухни – а вот это уже опасный симптом.

– Можно ли сравнивать дело, по которому за неуплату налогов осуждены лидеры РЭП, с нынешним «делом профсоюзов»?

– Масштабы несопоставимые: в первом случае ситуация носила скорее личностный характер, а сейчас вопрос поставлен более широко – зачистка. Ликвидировали четыре организации плюс БКДП, который их объединял. Самая мощная – Беларусский независимый профсоюз горняков, но масштабных акций он не проводил, забастовок не организовывал. А в прежние времена горняки и бастовали, и ходили на Минск. Кстати, бывший директор калийного комбината благодарил лично меня, председателя ФПБ, за забастовку в начале 90-ых: благодаря ей предприятие смогло пройти техническое перевооружение.

– Все профсоюзы являлись членами влиятельных международных профсоюзов, Александр Ярошук – вице-президент МОТ. Как отреагируют зарубежные коллеги на ликвидацию ситуацию?

– Они реагируют уже сейчас, и достаточно жестко.

Действия властей могут привести к введению параграфа 33 против Беларуси. На прошлом заседании МОТ не стал рассматривать этот вопрос, но сейчас, когда ситуация резко ухудшилась, он может возникнуть. А это значит, санкции усилятся еще больше. Какая бы оптимистическая риторика ни звучала, прежде всего бьют по простым людям. ВВП падает, инфляция растет, цены подымаются. Предприятия еще на плаву, некоторые, знаю, работают даже в три смены – выполняют заказы из России. Пока беларусскую промышленность держит российский рынок. Но все технологии ведь находятся за Бугом, а не в России, даже Китай свои технологии позаимствовал на Западе.

Кстати, профсоюзы, которые ликвидированы, выступали против введения санкций.

Сейчас можно сказать только одно: давайте поменьше риторики, больше конкретных дел, восстанавливайте отношения с Западом. Как – это уже забота политиков. А не можешь – уходи!

Васіль Завадскі: Прысуд будзе абвінаваўчы

Былы старшыня прафсаюза РЭП Васіль Завадскі, які пад пагрозай крымінальнага пераследу ў лютым 2021 года з’ехаў з краіны, кажа, што знішчэнне незалежных прафсаюзаў упісваецца ў логіку дзеянняў уладаў.

– Рэжым імкнецца задушыць усё жывое, незалежнае, каб дабіцца сваёй асноўнай мэты – узяць цалкам пад кантроль грамадства. І другая задача – насаджэнне татальнага страху. Такія дзеянні былі чаканымі, нават дзіўлюся, што зачыстка не праведзеная раней.

– Чаму не пусцілі незалежныя прафсаюзы пад нож разам з астатнімі грамадскімі арганізацыямі, чаго чакалі?

– Калі рэзка закручваць гайкі, то можна і разьбу сарваць. Адсюль паступовае, але інтэнсіўнае зачышчэнне грамадска-палітычнай прасторы.

Магчыма, раней афіцыйны Мінск яшчэ азіраўся на верагодную рэакцыю міжнародных прафсаюзаў ды МАП. Але цяпер, калі супраць краіны задзейнічаная такая хваля санкцыяў, відаць, у вярхушцы перамагла думка: а што ўжо губляць? Міжнародная супольнасць горш зрабіць ужо не можа. А санкцыі ў першую чаргу дзейнічаюць на працоўны люд, становішча якіх не цікавіць чынуш, паўтаруся, іхная мэта – захаваць уладу любой цаной.

– Незалежныя прафсаюзы ў Беларусі не толькі абаранялі сацыяльна-эканамічныя правы працоўных, але служылі і своеасаблівым громаадводам, якія дазваляў выпускаць пару грамадскага незадавальнення. Як, напрыклад, у часы тунеядскіх пратэстаў. Ці здольныя дзяржаўныя прафсаюзы выканаць гэтую функцыю?

– Увогуле “дзяржаўныя прафсаюзы” – гэта нонсэнс. Прафсаюзы ў любой цывілізаванацй краіне – шчупакі ў возеры, якія дазваляюць дзяржаве выпраўляць свае памылкі, а грамадству развівацца. Калі такога еняма, то пачынаецца загніванне, застой.

Дзяржаўныя прафсаюзы, як пісаў класік, стануць (ужо імі з’яўляюцца) прываднымі рамянямі партыі. Рэжым будзе даваць указанні, а дзяржаўныя прафсаюзы будуць браць пад казырок і выконваць дробныя даручэнні, кшталту маніторынгу цэнаў.

– Ці глядзелі вы сюжэт беларускага тэлебачання, у якім лідараў незалежнікаў да суда фактычна абвінавачваюць у крымінаьным злачынстве?

– Я не пакутую на мазахізм, але гэты сюжэт спецыяльна адсачыў.

Відавочна, ён змантаваны тэндэнцыйна, мэтанакіравана.  Хаця ў дзеяннях актывістаў, якія сядзяць па турмах, я не бачу не тое што нічога антызаконнага, але нават нічога антымаральнага.

Паказваюць, напрыклад, як актывісты прафсаюза сядзяць на карпаратыве – за сталом, які ледзь не газеткамі засланы. Усе гэтыя запісы смеху вартыя, калі б, канешне, сітуацыя не была такой трагічнай.

Гэты відэасюжэт (ці як яго яшчэ можна назваць) зусім нічога не даказаў, хутчэй, наадварот: ніякіх доказаў “злачыннай” дзейнасці прафсаюзных актывістаў няма.

Але цуду не адбудзецца. Ёсць загад выразаць у краіне ўсё жывое – будуць выразаць. Вярхоўны суд ліквідаваў усе незалежныя прафсаюзы, хаця для таго я не бачу ні законных, ні чалавечых падстаў. А значыць, суд будзе не апраўдальны, як таго патрабуе чалавечая логіка, а абвінаваўчы.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.